?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Сносить нельзя реставрировать. Часть 3.
madi_ha



Дом с барельефами. Плотников пер., д. 4

Фото Яэлъ Аръе

В 1907 году в Никольском переулке был выстроен доходный дом - по проекту архитектора Н.И. Жерихова - для кандидата коммерческих наук Г.Е. Бройдо. Когда же на доме в Никольском переулке (до 1922-го так назывался Плотников) появился странный скульптурный фриз, неизвестно. Но именно он сделал дом 4 арбатской достопримечательностью и породил массу слухов и предположений ш о появлении фриза, так и о назначении особняка. Согласно одному из них, скульптору Л.С. Синаеф-Бернштейну был заказан фриз для украшения портика строящегося здания Музея изящных искусств на Волхонке. Композиция «Парнас» вышла весьма необычной: известные русские писатели стоят за венком славы в столь тесной очереди, что вынуждены прильнуть друг к другу в весьма двусмысленных позах. От фриза заказчик отказался. Как оказалось, дом с барельефами, знаменитый на всю Москву не стоял на охране. Ремонтные работы в офисе второго этажа в начале 2005 года (замена окон) привели к утрате части уникальных барельефов. Грузовик со строительными материалами снес козырек подъезда и один из маскаронов, украшавший подъезд. По срочной заявке 11 апреля 2007 года дом был поставлен на охрану. Однако разрушения продолжаются и но сей день. Как оказалось, в Москомнаследин не существует формы охранного обязательства для жильцов многоквартирных домов - памятников культуры. А раз нет формы, то нет и ответственности....

 




 

Дом Пожарского. Ул. Лубянка, дом 14.




 

Ванный домик в Нескучном саду. Ленинский проспект, д. 20

Фото Климентия Юдинцева

Объект культурного наследия федерального значения. Памятник конца XVIII века, некогда демонстрировал черты изысканные классического стиля. Один

из павильонов усадьбы Нескучное, стоял над небольшим прудом, в зеркале которого в старину отражались белоснежная колоннада главного фасада

и купол над нею. Ванный домик пустовал с начала 1960-х годов. В 1970-1980-х сго облюбовали «моржи», использовавшие домик как раздевалку. Близ

памятника из склонов оврага бьет около 30 ключей. В Ванном домике в старину была дренажная система из керамических труб, но в XX веке она была нарушена,

стены "подсасывали" влагу из почвы, дом трескался и постепенно накренялся.

Памятник не был законсервирован, сквозь проемы в кладке в него забирались пьяные компании и бомжи. В сентябре 2003 года Ванный домик пережил пожар: сгорели купол парадного фасада, стропила кровли и внутренние перегородки, был поврежден белокаменный карниз. Домик перезимовал первую зиму без кровли, ныне перекрыт временной крышей. Реставрация и не начиналась

 

 Тверской путепровод (Брестский виадук). Площадь Тверской заставы

Архив Артема Задикяна

Красивый и технически совершенный мост-путепровод в образе морского причала с декоративными башенками-маяками был спроектирован и возведен архитектором И.И.Струковым в 1904-1908 годах. Спустя век это элегантное сооружение стиля модерн попало в зону строительства по проекту «Большая Ленинградка». Согласно предложенному проекту преобразования площади Тверской заставы, от подлинного виадука мало что останется. Он станет длиннее, выше и шире, под его проезжей частью разместится трехуровневый паркинг для машин не только посетителей и персонала Белорусского вокзала, но и посетителей подземного торгового центра, который появится на площади.

К сожалению, защитить путепровод не может и официальный статус -ценного градоформирующего объекта.

Как оказалось, мост, вопреки стойкому мнению искусствоведов, не является полноправным объектом культурного наследия, хотя заявка на постановку его под охрану находится в Москомнаследии с незапамятных времен. На встрече с общественностью председатель Москомнаследия Валерий Шевчук заверял, что Тверской путепровод получит статус объекта культурного наследия и будет сохранен. Однако 12.04.2007 г. Москомнаследие утвердило «Плановое реставрационное задание» для проведения работ по сохранению заявленного к постановке на госохрану Тверского путепровода. В нем рекомендовано сохранить памятник-посредством реконструкции с разборкой и последующим воссозданием в новых габаритах с сохранением архитектурного стиля».



 

 Дом с кариатидами и тайный скит. Печатников пер, д. 3,5,7

Фото Натальи Самовер.

В ближайшее время может быть полностью утрачена историческая застройка начала Печатникова переулка, столь любимого горожанами. Под угрозу попадает маленький дом-мастерекая крестьянина Петра Сысоева, украшенный кариатидами (№7), уже снесена трехэтажная часть дома № 3 пятиэтажной части оставлен только фасад. На очереди и дом N5. Между тем, за дом N3 велась нешуточная борьба. Ведь согласно архивным данным, именно в нем с 1924 по конец 1960 –х г.г. находился «скит» тайного православного монастыря. Начало «скиту» было положено монахиней московского Рождественского монастыри Евфросинией , которая в 1923 г. После закрытия своей обители переселилась в компанту на чердаке этого дома. Эта комната- единственное из сохранившихся и известных помещений тайного православного монастыря 1920-1940 г.г. Здесь совершал богослужения Игнатий Лебедев , причисленный к лику святых

Однако, несмотря на заявление, отправленное в Москомнаследие 26 июня 2008 года, акцию в защиту переулка, письма МГО ВООПИК, комиссии «Старая Москва», проекта «Москва, которой нет» (от 02.07.2О08), пикет 16 августа на Рождественском бульваре, заявления в прокуратуру, 22 июля 2оо8 года Москомнаследие согласовало проект реставрации лишь части фасадной стены дома № 3. 4 сентября большая часть мемориального корпуса дома 3 (включая

помещение скита и ведущую в него лестницу) была снесена. Следующий этап реконструкции - снос дома 5, в котором проживал известный церковный историк

Николай Виноградов (кстати, секретарь первой советской комиссии по охране памятников). Очевидно, что это сделает почти невозможным сохранение

знаменитого дома Сысоева, стоящего вплотную к проектируемой стройплощадке.

ДА, «РЕКОНСРУКЦИОННЫЕ» РАБОТЫ В ПЕЧАТНИКОВОМ ПЕРЕУЛКЕ ВЕДУТЬСЯ ВО ВСЮ. ВОТ ЭТО ФОТО БЫЛО СЛУЧАЙНО ВОБЩЕМ-ТО СДЕЛАННО МНОЙ ВЧЕРА ТАМ.



 

 Синематограф Солодовникова. Кремлевская наб., д. 1/9

Фото Светланы Рубис

В 1911 году старинную усадьбу Алябьева на Кремлевской набережной приобрел предприниматель и меценат Петр Солодовников. Рядом с главным домом XVIII столетия на набережной было в 1913 году выстроено здание для «синематографа и театра миниатюр», по проекту архитектора С. М. Гончарова. Летом 1918 г. здесь работал «Театр Народа», в котором Ставились спектакли-митинги. Один сезон в Солодовниковском театре провел Е. Б. Вахтантв. Ныне здание превращено в руину, от него осталась фактически одна фасадная стена. Усадьба числится на охране как памятник федерального значення, что не помешало московским властям в 1990-е годы предлагать разобрать главный дом и построить его заново на другом месте, чтобы организовать съезд на набережную с Большого Каменного моста.

 

 Дом Перова. Ул. Тверская, д. 30/2, стр. 5, В

Фото Натальи Самовер

Выявленный объект культурного наследия, простым горожанам дом известен как «Колбаса», по имени посещаемого некогда магазина. В реестре Москомнаследия датируется XVII (!) веком. Построен в XVIII столетии в 1860-e гг. перестроен по проекту архитектора Н.В.Никитина. В этом доме в 1804-1871 гг. жил художник-передвижник В.Г.Перов, написавший здесь «Тройку», «Утопленницу», «Птицеловов». Дом связан также с именем литератора А.И Левитова, жившего в нем в середине 186о-х годов. В ходе реализации постановления правительства Москвы от 09-03-93 N 191 «О комплексной реконструкции домов 26, 28, 30 по Тверской улице» к концу 1990-х годов дом № 30 был отключен от сетей электроснабжения, из него были выселены арендаторы. Здание пустует, затянуто фальшфасадами..

Согласно сообщениям СМИ в планы властей строительство на месте дома 10 –ти этажного торгово- гостиничного комплекса. Такое решение было принято в декабре 2003 года на заседании общественного совета при мэре Москвы. Главный архитектор порода Александр Кузьмин сообщил тогда журналистам: «Будет снесено здание бывшего знаменитого магазина «Колбасы», однако его подвалы постройки XVIII иска мы сохраним». Планируется, что общая площадь вожделенного комплекса составит 17 тыс. дорогостоящих и арендуемых кв. метров



 Театр Позднякова. ул. Б. Никитская, д. 26/2, стр. 1, 2 и 3

Фото Василия Ярошевича.

Перестроенная усадьба XVIII-XIX веков в которой в начале позапрошлого столетия размещался театр генерал-майора П.А. Позднякова , спектакли в котором ставил знаменитый актер Сила Сандунов. Во время оккупации Москвы в 1812 году на сцене театра играла французская труппа , и сам Наполеон посещал здесь концерты . Нынешний вид усадьба обрела в 1876 году. В зданиях прослеживается первоначальная планировка , сохранились детали подлинных интерьеров, фрагменты старинной лепнины и паркетов. В 2004году строения были обследованы рабочей комиссией Главного управления по охране памятников : 21 июля 2004 года экспертная комиссия ГУОП признала, что строения 1,2,3 представляют собой единый архитектурный комплекс , роль которого в истории русского театра весьма велика, и поставила весь усадебный ансамбль на охрану в качестве выявленных объектов культурного наследия.

15 марта 2005 года, та же экспертная комиссия , признала наличие строения № 2 в списках ошибочным . Затем строения усадьбы снова внесены в охранные списки. Однако существует постановление правительства Москвы от 14.02.2006г. № 86 –ПП «О реализации инвестиционного проекта реконструкции жилого комплекса по адресу : Большая Никитская улица, д. 26/2, стр. 1, 2 и 3 . Дом, как водится, признан аварийным. В мае 2008 г. Из него насильно выселены оспаривающие эту аварийность , открывшие в этом доме популярный и уютный семейный ресторан. Инвестпроект предусматривает строительство на участке подземных гаражей , что угражает утратой усадебных строений, несмотря на охранный статус. 

 

 Дом экспедиции меривоваренного завода купца Пашкина. Ул. Русаковская 19.

Фото Ксении Новохатько

Деревянный дом экспедиции медопивоваренного завода купца Калинкина (по другим данным, принадлежал Сокольническому пивоваренному заводу Торгового дома «Ванано, Рихтера и К»). Построен в 1885-1891 гг., украшен редкой для нашего города «сергиево-посадской» резьбой. Резьба покрывает не только наличники окон второго этажа, но и простенки между ними. В советские годы дом служил складом, восстановительные работы на нем не проводились. Сегодня здание не эксплуатируется, хотя и принадлежит ОАО Мосхимфарм Препараты им. Семашко. Как выяснилось, дом не был даже заявлен к постановке на охрану. 27 июня 2оо8 года письмо об угрозе сохранности дома 19 было направлено проектом «Москва, которой нет» в Москомнаследие 13 июля дом был заявлен к постановке под государственную охрану. С этого момента на дом распространяется действие ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», что однако, как показывает практика, не является достаточным основанием для сохранения памятника. Пример - дом № 13 по этой же улице, объект культурного наследия, который был снесен, пока шла борьба за дом N 19.

 

 Дом Нирнзее. Ул. Климашкина, д.7/11

Фото Татьяны Каратеевой

В1898 году Людовик Карл Нирнзее купил здесь земельный участок и построил дом. В 1902 году его брат, архитектор Эрнест Нирнзее, приехавший в Москву из Варшавы, купил соседний участок, по Новопресненскому переулку, под собственный дом. «Курбатовский переулок, 7» был постоянным московским адресом Людовика Карла Нирнзее на протяжении более чем 15 лет, до его отъезда из России обратно в Варшаву. По этому же адресу изначально располагалось архитектурное бюро Эрнеста Нирнзее. До возникновения знаменитого дома в Гнездниковском переулке именно этот дом называли «домом Нирнзее». То, что сейчас представляет собой здание в Курбатовском — результат последней перестройки доходного дома Нирнзее, осуществленной в 1912 году. По всей вероятности, это был совместный труд двух архитекторов - Э. Р. Нирнзее и работавшего с ним молодого архитектора, выпускника Императорского Технического Училища, Виктора Гашинского.

В 2004-м фирма ООО «Фобос» получила разрешеняе на реконструкцию старинного доходного дома архитектора Гашинского по улице Климашкина 7/11. К 2оо8-му аппетиты застройщиков резко возросли. В данном случае реконструкция обратилась в новое капитальное строительство семиэтажного дома (32 квартиры) и гаража на 59 машиномест. От старинного дома-памятника останутся только две фасадные стены, с трудом вписавшиеся в новый грандиозный проект.

 

 Кинотеатр «Форум». Ул. Садовая-Сухаревская, д. 14, стр. 1

Фото Яэлъ Арье

Редкий в нынешней Москве архитектурный жанр - здание одного из первых синематографов, или «электротеатров». «Форум» построен в 1914 году по проекту инженера Л А.Анохина в представительных и благородных формах неоклассицизма. Зрительный зал кинотеатра вмещал около 8оо зрителей. Один

из самых популярных и любимых москвичами советского времени культурных центров. В ресторане кинотеатра выступала знаменитая Клавдия Шульженко; в конце 1960-х годов здесь прошел первый в СССР публичный показ фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной». Осенью 1994 г. Вышло постановление правительства Москвы, согласно которому здание кинотеатра передавалось в аренду на 25 лет индивидуальному частному предприятию «Алла» для создания культурного центра и Театра песни Аллы Пугачевой.

24 сентября 1994-го а «Форуме» прошел последний киносеанс.

Однако инвестиции в реконструкцию театра не производились, в здании были отключены отопление и свет, в результате чет оно стало быстро приходить в аварийное состояние. Уникальные предметы убранства интерьеров, в том числе

знаменитые хрустальные люстры, расхищались неизвестными лицами. К 1997 году столичное правительство издало постановление о передаче «Форума» оркестру «Виртуозы Москвы» для переоборудования под концертный зал. Но и этот проект не был реализован, как и последующие идеи передачи здания Михаилу Шемякину и Андрону Кончаловскому. Осенью 2002 г. года «Форум» пережил разрушительный пожар, после которого остатки предоставленного собственной судьбе здания продолжают разрушаться за «маскировочной сеткой.

Имеет статус выявленного объекта культурного наследия.



  • 1
вот времена - ничего святого,
страшно боюсь, что они и за Питер примутся, ковровой зачисткой :(

Мда :) Так что стоит задуматься сторонникам придания Питеру статуса столицы :) Все имеет две стороны :)

Спасибо. Интересный, хотя и печальный рассказ о гибнущей старо-московской архитектуре. Попал к Вам в поисках подробностей о доме Сысоева...
Уже из записи узнал о беде, нависшей над мостом у площади Белорусского вокзала. Надо спешить поснимать его, если еще не поздно :(

  • 1