?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Сносить нельзя реставрировать. Часть 2.
madi_ha



Корпус Калинкинского пивоваренного товарищества. Русаковская ул., д. 13

Фото из фототеки Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева

Последнее из выходивших на красную линию улицы зданий обширного комплекса, памятник промышленной архитектуры XIX в., было построено в 1890 гг. по проекту А.Е.Вебера, украшено изящным фронтоном с деревянными резными деталями.

Соседний корпус в аналогичном стиле был снесен летом 2OO2 г. На участке построено массивное офисное здание «Бородино Плаза». Сохранявшийся до конца лета 2008 года старинный корпус имел статус выявленного объекта культурного наследия. В августе 2008 г . он был затянут непроницаемым фальшфасадом. В начале сентября здания уже не было и руины разравнивал бульдозер. Москомнаследие не выдавало разрешения на снос, по неофициальной информации, случившееся со зданием будуи пытаться представить как его обрушение при «противоаварийных работах»

А Я СТОЛЬКО ЛЕТОМ МИМО ЭТОГО ЗДАНИЯ ХОДИЛА! ВСЕ ДУМАЛА - ВОТ БЫ ЗАЛЕЗТЬ ТУДА! А ЕГО УЖЕ НЕТ И Я УЗНАЮ ОБ ЭТОМ ТОЛЬКО ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВЫСТАВКИ :(





 Палаты XVII века. Большой Гнездниковский пер., д. 3/5

Последнее строение усадьбы Кологривовых, выходившее на Тверской бульвар (дом 22 снесен в 1937 году) . Главный усадебный дом служил резиденцией московского обер-полицмейстера. В строении находившемся в Большом Гнездинковском переулке, в XIX веке помещалась полицейская канцелярия. . Именно она описана в модных романах Бориса Акунина как канцелярия Фандорина. Согласно сообщения СМИ, ООО «Респект-R» строило на участке административно-жилой комплекс с подземной автостоянкой. В ходе «реконструкции» старинный дом стал разваливаться. Его стянули металлическими обручами и стали в 2OO5 году разбирать верхние этажи. В нижнем этаже здания в ходе этих работ были открыты палаты XVII века, а под ними - сводчатые подвалы. Перед самым сносом здания выяснилось, что сохранились фрагменты двух парадных фасадов этих палат и даже остатки многоцветной раскраски фасадов XVII века. Но 1 февраля 2006 года реставраторы, придя на объект, увидели бульдозер, который разгребал руины. Им объяснили, что дом ночью «сам упал». На месте палат выстроен очередной «новодел». 

 

 Шталмейстерский дом. М. Знаменский пер., д. 7, во дворе

Фото из фототеки Государственного музея архитектуры им.А.В. Щусева

Замечательный памятник архитектуры XVII-XVIII веков - палаты гоф-интенданта императрицы Анны Иоанновны Петра Машкова. Палаты были перестроены в 1780-х годах для князя Степана Куракина по проекту незаурядного архитектора. Изысканное убранство фасадов в стиле раннего классицизма делали особняк ближайшим стилистическим аналогом Пашкова дома, вследствие чего некоторыми исследователями он приписывался руке В.И.Баженова. В первой половине XIX века дом служил квартирой московского шталмейстера (главы дворцового конюшенного ведомства) князя Бориса Антоновича Святополк-Четвертинского, которого посещали здесь Пушкин, Вяземский, Денис Давыдов, доктор Гааз. Отселенный в начале 1970-х годов, дом пустовал более 30 лет. За это время сменились несколько арендаторов, среди них Министерство обороны.

В 2000 г. аварийные палаты были исключены из федерального списка памятников архитектуры, впоследствии взяты на охрану как памятник местного значения. В 2002 году новый инвестор -ОАО «Городской дом» начал противоаварийные работы и реставрацию, причем специалисты не брались сказать, какой будет процент разборки и «новодела» после се завершения, т.к. техническое состояние дома делало это непредсказуемым. Большую часть памятника спасти не удалось. Парадный (второй) и жилой (третий) этажи уникального дома разобраны в 200.4-2005 годах. Они выстроены заново на сохранившихся сводчатых подвалах первой половины XVII века.




 Особняк Макарова. Суворовская ул. , д. 51

Фото из фототеки Государственного музея архитектуры им: А.В. Щусева

Один из последних особняков старинного4' Преображенского безуспешно боролся за жизнь в течение четверти века. Деревянный дом 1893 года, с редкостными наличниками, украшенными деревянными точеными шарами, был выстроен по проекту архитекторов Мстислава и Ольгерда Пиотровичей. Некогда он принадлежал купцу Ивану Макарову. В начале 1980-х дом был уже заброшен я ветшал. Некоторое время на нем висела прибитая энтузиастами фанерная доска с надписью «Памятник архитектуры. Охраняется общественностью». В последнее время имел статус выявленного объекта культурного наследия, но, увы, на судьбе дома это никак не отразилось. Резные наличники с шарами исчезли, несколько раз в доме случались пожары, и он постепенно таял на глазах у властей и «общественности». К лету 2007 года от дома осталась одна лишь каменная брандмауэрная стена. Ныне на месте дома строится бетонный «новодел».

 

 

Дом Всеволожских. Ул. Тимура Фрунзе, д. 11

Фото из архива реставраторов кампании «КАРЭНСИ»

Деревянный усадебный дом Всеволожских (начало XV1I1 века) считался после разрушения в 2002 году усадьбы Трубецких на Девичьем поле старейшим деревянным зданием старой Москвы. В советское время дом оказался на территории фабрики «Красная Роза», использовался как административный корпус. В 1812 году дом служил штаб-квартирой наполеоновского генерала Компана и типографией французской армии. Памятник, имевший статус объекта культурного наследия регионального значения пустовал с 1990-х годов. Сохранял элементы старинных интерьеров.

Премены в его судьбе начались, когда девелоперская компания «KR Properties» разработала комплексный план развития делового квартала «Красная роза 1875 -

до 2011 года. Согласно проекту, на территории бывшей фабрики строятся шесть бизнес-центров, отель, подземная автостоянка, элитный жилой комплекс, фитнес-центр с бассейном и рестораны. Проект (архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры»), как обычно в нынешней Москве, начинался «за здравие» - с обещания отреставрировать усадебный дом и фабричные корпуса на принципах «максимального сохранения». В доме Всеволожских предполагалось разместить презентационный центр девелопера. На практике «реставрация» обернулась весной 2008 года полной разборкой подлинного дома Всеволожских, который будет заменен очередным «новоделом».
 



 Архитектурная школа М.Ф. Казакова. Б. Златоустинский пер., д. 1

Фото Светланы Рубис

В 1782 году Матвей Казаков, архитектор во многом определивший допожарный облик Москвы, купил усадьбу в Златоустинских переулках для своей семьи и для учеников. Угловой дом усадьбы был выстроен специально для учеников казаковской архитектурной школы, где готовили «мастеров российских, что смогут заимствовать и прочие губернии и потону не будет нужды в иностранных». Дом на углу Златоустинских переулков - настоящая колыбель московского зодчества.

С 1953 года не затихают разговоры о том, что здесь должен расположиться музей. Но сначала мешало то, что дом был приспособлен под жилье, затем, в 199O году его внезапно передали в аренду ХОЗУ МВД РФ при условии капитального ремонта. 8 января 2ООЗ года случился пожар, жильцы были отселены, а здание брошено.

С 2004 года за создание музея бьются сотрудники МАрхИ. На словах все чиновники «за», но на деле все иначе. В сентябре 2006 года чуть было не раскатали дом бульдозером: на участок земли заявили свои права представители спортивного общества «Динамо», пожелавшие построить туг жилье для заслуженных спортсменов. А весной 2008 года почти отдали дом под представительство одного из российских регионов. Но удержались. Слишком уж велико общественное внимание к этому дому. Однако городское постановление о создании музея так до сих пор и не вышло.

НЕ МОГУ ПРЕДСТАВИТЬ ЧТО КТО-ТО ИЗ СОВРЕМЕННЫХ АРХИТЕКТОРОВ ВЫСТРОИТ ТАКОЕ ЗА СВОЙ СЧЕТ ДЛЯ НУЖД УЧЕНИКОВ … ДА-ДА ИМЕННО В ТОМ ДОМЕ ГДЕ И ОН БУДЕТ ЖИТЬ СО СВОЕЙ СЕМЬЕЙ. 

 

 Дворы дома Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Ул. Б. Никитская, д. 18

фото Константина Михайлова

Этот объект демонстрирует новую, все более распространенную угрозу московским памятникам – перекрытие внутренних дворов, искажающее исторический облик и образ комплексов, изымающее их из городского пространства. Этой вивсекции уже подверглись Старый Гостиный двор на Ильинке, Хлебный дом в Царицино, проектируется застройка Монетного двора в Воскресенском проезде и двора Провиантских складов на Зубовском бульваре.


А в доме княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой на Большой Никитской реконструкция уже началась. Внутреннее пространство домовладения представляет собой уникальный комплекс из двух проходных дворов, соединенных арками. Первый двор, оформленный в 1880-е годы по проекту Константина Терского , является превосходным образцом «русского стиля» . Ворота состилизованной крепостной башней ведут отсюда на задний двор; фасад главного дома украшен «древнерусским» крыльцом с висячей гирькой.


С 1990- х годов, усадьбу занимает театр «Геликон-опера» , для которого архитекторы «Моспроекта-4» изготовили проект приспособления памятника к новой функции . Главная сцена оборудуется в парадном дворе , с расширением ворот под башней и уничтожением всех, кроме фасадных, стен башни и служебных корпусов усадьбы. Этот проект согласован и начат осуществлением , несмотря на положение законов об охране наследия , запрещающее капитальное строительство на терретории памятников и не разрешающее никаких их «реконструкций».




 Египетский павильон в усадьбе Кузьминки

Фото Ксении Новохатько



 Померанцевая оранжерея в усадьбе Кузьминки

После многочисленных разрушений середины XX века, пожара Конного двора в 1978 году и гибели в 1990-е годы трех подлинных памятников усадьбы Кузьминки (Дом на плотине, Ванный домик, дача Полуденского) каждое сохранившееся подлинное здание прославленной усадьбы приобретает особую

ценность. И тем острее ощущается любая угроза их существованию.

От бесхозности, как учит новейшая история Москвы, один шаг до аварийности, а от аварийности - до «случайного» пожара или «реставрации с заменой

конструкций». То есть до гибели подлинного памятника. Объекты культурного наследия федерального значения, Египетский павильон и Померанцевая оранжерея, к сожалению, вступили на этот путь.


Египетский павильон (1813-1815, предположительно архитектор А.Н.Воронихин) выразительная классическая постройка, оформленная в «египетском» стиле, вошедшем в Европе в моду после соответствующего наполеоновского похода.

Померанцевая оранжерея (1811-1815, архитектор И.Д.Жилярди) сохраняет уникальные конструкции перекрытия центрального зала и убранство интерьеров. Оба памятника оставлены прежним пользователем, Ветеринарным институтом, и не используются. В 2004 году мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о завершении реставрации кузьминских памятников, в том числе и этих. В Померанцевой оранжерее должны разместиться смотровая и концертная площадки, а также клуб садоводов, в Египетском павильоне - ресторан для туристов. Однако в течение почти четырех лет организационно-имущественные вопросы не решены, а реставрационные работы не начаты.




 Дом Ладо. Кривоколенный пер., д. 9, стр.2

Фото Ксении Новохатько

Объект культурного наследия федерального значения - двухэтажные палаты XVII века, называются по фамилии одного из владельцев XVIII столетия - доктора Христиана Ладо. На фасадах прослеживаются следы узорочного декора -наличников, поребриков, спаренных колонок. Внутри сохранились своды.

Здание объявлено в 1990-е годы аварийным, расселено и пустует более 10 лет, стены во многих местах обваливаются.




 Морозовская богадельня. Шелапутинский пер., д. 3

Фото Елены Субботы

Морозовская богадельня была построена в 1889-1890 гг. по проекту М.И.Никифорова на средства Д.А.Морозова, на территории владения,

составленного в 1820-Х-1840-Х годах, принадлежавшего деду Давида Абрамовича С.В.Морозову. Двухэтажный особняк на холме близ

Яузы «для призрения бедных престарелых или лишившихся по болезни возможности к труду лиц обоего пола, всех сословий» открыл свои двери

в 1892 году. После революции богадельню переоборудовали под родильный дом им. Клары Цеткин, который закрылся в 1990-е.

На данный момент, много лет пустующий памятник архитектуры продолжает разрушаться, несмотря на Постановление правительства Москвы 612-ПП

ОТ О7-О9-2ОО4Г. (ИЗМ. ОТ 11.12.2ОО7Г.) «Об использовании помещений памятника архитектуры "Морозовская богадельня" по Шелапутинскому пер., д.и,стр.1-5» - Главный дом и часть строений затянуты сеткой, во многих местах отсутствуют кровля и перекрытия, ветшает декор. При этом на территории памятника существует пост охраны, что говорит о наличии пользователя. Который, однако, никаких мер по спасению не принимает.




 Дом Стрешневых. Ул. Б. Дмитровка, д. 7/5, стр. 5

Фото Кирилла Самурского

Главный дом усадьбы Стрешневых, середины XVIII века, возможно, включает и более ранние части. Памятник архитектуры, имеет также мемориальное значение. В 1820-e годы в доме находился модный магазин, который посещала Наталья Николаевна Пушкина. Во второй половине XIX века здесь размещались редакции газеты «Москва» и журнала «Будильник». В бельэтаже дома в 1866 году жил Л.Н.Толстой, устраивавший здесь для друзей чтения новых глав «Войны и мира». В.1908 году юный Егор Жуков, будущий маршал, приехав в Москву на заработки, работал здесь учеником в сапожной мастерской. В октябре 1920 года в доме прошла первая Всероссийская шахматная олимпиада, победителем которой стал А.Алехин. первый русский чемпион мира по шахматам.

В настоящее время будущее ветшающего здания вызывает тревогу в связи с планами реализации по соседству проекта «Театральный квартал», предусматривающего строительство элитного жилья, офисно-развлекательных центров и активное освоение подземного пространства в районе Большой Дмитровки и Камергерского переулка




 Палаты Боровского подворья. Ипатьевский пер., д. 12, стр. 3 (во дворе)

Фото из фототеки Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева

Палаты Пафнутьев-Боровского монастыря (середина XVII века) до 1967 года находились ближе к Юшкову переулку, а затем были передвинуты на нынешнее место, чтобы освободить участок для строительства административного здания. С тех пор палаты, имеющие статус выявленного объекта наследия, заброшены и ветшают. В последние годы перекрыт и доступ к памятнику, ставшему недоступным для обозрения. «Оторванные от фундамента, обшитые досками и затянутые сеткой, - писал журналист Р.Рахматуллин, Боровские палаты напоминав упакованный багаж с оторванной ручкой, перенесенный в безопасное, но забытое место. Это и рекорд абсурда: палаты не имеют ни владельца, ни землеотвода и не зарегистрированы как имущество». 

 На снимке: вид подворья в 1920-е гг.




 Дом Военно-фельдшерской школы. Госпитальная пл., д. 1/10 


фото Екатерины Бычковой 


Объект культурного наследия регионального значения, но с богатой историей. Руинированное здание, сохраняющее благородные черты  классической архитектуры , в разные времена служило  Большой Померанцевой оранжереей Екатериниского дворца в Лефортове , казармой 2-го Московского кадетского коитуса, жилым домом учеников Московской Военно-фельдшерской школы. Построено в 1789-1792 гг., перестраивалось 8^847-1849 гг., i86o~e гг. Авторство здания приписывается архитекторам СА.Волкову и Джакомо Кваренги. Памятник  предназначался к сносу ёще в 1080-е годы в связи планами  прокладки Третьего кольца через Лефортово. Тогда же отселен. С тех пор более 20 лет (!) стоит заброшенным, без кровли и разрушается. Вплотную к памятнику построены гаражи.





Деревянный особняк. Ул. Б. Ордынка, д. 38


Фото Александра Фридляйна


Деревянный классический дом 1851 года постройки, декор фасадов изменен в 1875 году. Выявленный объект культурного наследия, сохранились подлинные оконные переплеты и детали убранства. На сайтах, посвященных коммерческой недвижимости, можно встретить объявление: «продается отдельно стоящее здание под реконструкцию по адресу: Большая Ордынка д. 38, площадь здания 841 кв. м, 1-я линия домов, 7 соток земли в аренде до 2010 года, пройден 1-й регламент на строительство 2651 кв.м. В настоящее время дом отселен, затянут

« маскировочной сеткой». Существует проект реставрации, но он предполагает сооружение парковки, что создаёт угрозу подлинному памятнику. 

 

 Палаты Левашовых. Староваганьковский пер, д. 15, стр. 3

Фото Василия Ярошевича

Она из наиболее интересных гражданских построек (Москвы XVII века н вместе с тем один из, пожалуй, десятка первостатейных памятников, которые вызывают наибольшие опасения. Имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Достоверно история дома прослеживается с середины XVIII века - с 1738 года усадьба в Староваганьковском принадлежала генерал-аншефу, московскому главнокомандующему Василию Яковлевичу Левашову, а затем его потомкам. В начале 1990-х годов реставратор Борис Могинов по собственной инициативе провел исследование палат я обнаружил кладку XVII столетня. Выяснялось, что дом на самом деле является довольно хорошо сохранившимися палатами раннепетровского времени и представляет собой редкий пример жилого здания с четким разделением на мужскую и женскую половины. Свой древний облик палаты утратили в 1877 году, когда были разобраны все старые своды а надстроен третий этаж. На фасадах прослеживаются следы декора конца XVII века.

Долгое время палаты находились в пользовании Государственной российской библиотеки. В середине 1990-х годов в доме произошел пожар, после чего он был заброшен. За 10 с лишним лет «вольной жизни» дом еще несколько раз горел, на стенах его выросли березки, а часть заднего фасада рухнула. РГБ не предпринимала никаких мер к его спасению. Весной 2008 года на заборе вокруг аварийных палат появилось имя нового заказчика проекта реставрация - ООО «Элит Недвижимость». Однако тяжелевшее состояние памятника заставляет опасаться, что палаты Левашова могут повторять печальную судьбу «Шталмейстерского дома» в Малом Знаменском переулке, который в ходе реставрационных работ был полностью разобран.




 

Комплекс доходных домов. Ул. Остоженка, д. 4,6,8

Фото Василя Ярошевича

Крепкий доходный дом №8 1901 года, пышно декорированный, один из первых, где появился электрический лифт, может быть утрачен в ближайшее время вместе со своими соседями -домами №4 и №6. Еще в сентябре 2ОО4 года мэрия заявила о Том, что «между историческими памятниками - Красными и Белыми палатами на Пречистенке - планируется воссоздать торговые ряды. В ходе реконструкции под историческим «торговым центром» намечено построить подземный паркинг». В связи с этим будет снесен дом №4 -преображенный в 186o-м году в доходный, ампирный особняк с деревянным мезонином (очертания центрального ризалита в пять окон до сих пор читаются на фасаде). В 1889 году одним из его квартирантов был Петр Ильич Чайковский. В интерьерах до сих пор сохранились подлинные детали тех лет. Дом предлагался к охране как «вновь выявленный памятник архитектуры и истории». Однако после рассмотрения на комиссии Москомнаследия был признан всего лишь ценным объектом исторической среды.

Дом № 6 расширен и надстроен в 1870 году архитектором Гущиным. В официальной исторической справке о доме написано: «Представляет значительный градостроительный, архитектурный и мемориальный интерес». Особенность здания состоит и в том, что это - еще один московский адрес художника Сурикова; здесь он жил зимой 1877-1878 года, во время работы над композицией «Вселенские Соборы». Однако заявка на д. 6 была отозвана Москомнаследием и он также попал под снос. На данный момент дома завешаны сеткой, а на д. №8 установлен информационный щит о скорых работах.