?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Сносить нельзя реставрировать. Часть 1.
madi_ha
Вчера я посетила уникальную фото-выставку "Реставрировать нельзя сносить", которая проходит в усадьбе Лорис -Меликова (Милютинский переулок, 19).

Выставку действительно можно считать уникальной, на ней представлены 30 объектов разрушающихся и разрушаемых архитектурных памятников Москвы.

У меня после выставки осталось ощущение какой-то безысходности. На выставке предлагалось заполнить анкеты, выразить свое отношение к разрушаемой и подменяемой "новоделами" истории, также можно было оставить запись в гостевой книге и подписать коллективное обращение к Президенту. Заполнила, оставила, подписала Только это все равно ничего не изменит.

Я далека от идеалистических взглядов. Когда при мне ругают "продажных чиновников" , я всегда говорю : -Прежде чем судить, представьте ЭТИ ДЕНЬГИ В СВОЕМ кармане. А вот вчера я думала сколько же может стоить принятие решения о проставлении подписи на разрешении о сносе строения 17 века ради возведения подземной парковки? Нет, я сейчас даже не о конкретных суммах, я вообще. ...

С одной стороны, да, исчезновение всех этих домов с историей, это все ужасно...

Но с другой стороны, все они находятся в таком состоянии, что как написал в одном блоге некий читатель " Что нам теперь всем сопли размазывать от того, что снесли очередную рухлядь"?

Если к дому относиться, как к человеку, то уже и не знаешь, что лучше... Прекратить его мучения и снести, оставив лишь на фото в подарочных книгах об истории города, где под этими фото будет написана красивая история об этом доме, о живших в нем и посещавших его велики людях прошлых времен.... И это будет такое красивое исчезнувшее прошлое.

Или оставить эти дома существовать дальше, вот в таком виде в каком они представлены на фото. Обитаемыми бомжами. Разрушающимися и мешающими приданию городу "респектабельного облика"... Потому что финансировать их нормальную реставрацию, восстановление и использование в культурных целях все равно никто не будет.

Так что все относительно.

А теперь собственно экспозиция...

Тексты к фото взяты из материалов представленных на выставке.





 

 

 


 

Квартал исторической застройки между Софийской набережной и Болотной площадью

Фото Натальи Самовер

Территория многострадального Острова напротив Кремля, между Москвой-рекой и Водоотводным каналом в течение многих лет служит «смутным объектом желаний» различных инвесторов, желающих освоить наипрестижнейший участок напротив резиденции власти. Амбиционные проекты «Царев сад», «Золотой остров», и т. п. санкционированные решениями московских властей сменяют друг друга. Согласно им, на Остраве должны быть построены элитные жилые дома и отели, подземные парковки и туннели (25 тыс. кв. м жилья, 112 тыс. кв. м офисов, 8 тыс. кв. м. зданий «общественного назначения», почти 25 тыс. кв. м торговых площадей и свыше 3000 машиномест в подземных гаражах). Освоение подземного пространства, приводящее в Москве, как правило, к полной утрате наземных исторических построек, намечено здесь до 8 этажей вглубь.

Глобальная перестройка Острова пока не начиналась, но в ходе «зачистки» территории уничтожено уже множество исторических зданий. В 2000-х годах погибли палаты конца XV11 - начала XVIII века (Софийская наб., 6), надворные жилые и производственные корпуса ХГХ века во владениях 8 и 10, старинные дома по Болотной площади. Подвергнут реконструкции с искажениями первоначального облика памятник федерального значения (дом 22 по Софийской набережной). Его соседи - старинные дома № № 18, 20 («ценный градоформирующий объект»), № 24 (выявленный объект культурного наследия), а также усадьба на углу Фалеевского переулка и Болотной площади уже несколько лет затянуты «маскировочными» сетками, стоят с прорехами в кровлях и медленно разрушаются. На схемах новой застройки квартала на их месте обозначено восьмиэтажное «подземное пространство», над которым, возможно, появятся новодельные фасады «исторических» домов.

 

 


 

Новодевичий монастырь. Гаражи на территории
Фото Александра Мерескина

Новодевичий монастырь - выдающийся памятник архитектуры XVI-XVII веков, включен ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия и считается одним из старейших и красивейших монастырей России. Согласно ст.35 ФЗ №73, на территории памятника или ансамбля запрещается проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ по сохранению данного памятника. Но в последнее время на территории монастыря происходят вещи, которые не могут не удивлять. В данный момент, вся свободная территория монастыря (на которой, по всей вероятности до 1930-х гг. также находился некрополь) застраивается гаражами, которым там явно не место.
Кто мог дать согласие на то, чтобы гаражи соседствовали с надгробиями, пока остается загадкой. 7 августа 2008 года сайтом «Москва, которой нет» было отправлено письмо в центральную штаб-квартиру ЮНЕСКО во Франции. Оттуда письмо поступило в бюро ЮНЕСКО в Москве с пометкой «срочно». Но пока никакой реакции не последовало. 
   

   
 

Площадь Тверской заставы
Фото Константина Михайлова

Тех, кто будет уверять вас, что в Москве не только на бумаге существуют понятия «охранная зона памятника архитектуры», «тактичная по отношению к историческим зданиям застройка» и прочие прекраснодушные мечтания, препятствующие инвесторам и девелоперам извлекать прибыль из московской земли - возьмите за руку и отведите на площадь Тверской заставы. Так выглядит сегодня церковь Николы в Царском переулке, для которой создан, наконец, подобающий архитектурный фон и контекст. Историческая застройка, окружавшая храм, снесена в конце 1990-х — начале 2000-х гг.
 


 

Магазин «Детский мир». Театральный проезд, д. 5, стр.1
Фото Ивана Бойко

1 июля «Детский мир» на Лубянке - «главный детский магазин страны» закрыли на реконструкцию. За сохранение ЦДМ борьба велась нешуточная. На стороне витражных окон, эскалаторов, лестниц с деревянными перилами, карусели и, конечно же, часов с деревянными фигурками оказались и Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, и Государственный музей искусствознания, и Российская академия художеств, и иностранные журналисты... В 2005 году здание Детского мира 1953- 1957 гг.. арх. А.Н. Душкин,. инж. Л.М. Глиэр, соавторы Г.Г. Аквилев, И.М. Потрубач) признали памятником регионального значения. Казалось бы, победа. Но «предметом охраны» ЦДМ стали габариты, конфигурация, фасады и историческая функция. А интерьеры - те самые, которые создавали неповторимую атмосферу Детского мира, из-за якобы «аварийного состояния несущих конструкций» оказались вне закона. То есть, 74 тысячи кв. метров площади останутся, но выглядеть будут по-новому. В 2010 году Москве представят ЦДМ с парковкой, многозальным кинотеатром и, возможно (реверанс в сторону горожан)
с каруселью и торшерами на первом этаже, которые постараются «максимально органично вплести в ткань нового интерьера». Застройщик, компания «Система- Галс», по его словам, решает непростую задачу: сохранить «Детский мир» как символ целой эпохи, и адаптировать его к ожиданиям современных покупателей. Ни то, ни другое, похоже, не удастся. Потому что ожидания современных покупателей оказались несколько иными, чем полагает застройщик. Сбор комментариев в защиту организован на сайтах «Архнадзор» и «Москва, которой нет».


 

Дом на площади Тверской заставы. Ул. Бутырский вал, д. I

Фото Романа Цеханского

Фрагмент исторической застройки Москвы, один одних старинных домов ни площади Тверской заставы. Памятник середины XIX иска, сохранял черты архитектуры классицизма. Специалисты «Моспроекта-2» по итогам историко-архитектурного исследования , предлагали сохранить дом и реставрировать его, но городские власти решили иначе. Участок дома попадает в зону строительства «Большой Ленинградки», которое угрожает и Тверскому виадуку по соседству. Дом снесен 13 сентября 2008г.

 


 

Корпус Хамовреских казарм. Комсомольский проспект, д. 24

Хамовинческис камрмы начали строить при Александре 1, в 1807 году. Автором пpoeкта стал
Луиджи Руска, а строительство было поручено Матвею Казакову, сыну М.Ф. Казакова. Казармы предназначались для размещения трех полков, отчего центральная часть комплекса была выполнена в виде трех одинаковых корпусов, решенных в классическом стиле. Корпуса вытянулись вдоль Хамовнического плаца — ныне Комсомольского проспекта, а по их флангам были устроены два служебных двора в виде одноэтажных каре. Западный двор (№ 24) использовался для конюшен Сумского гусарского полка и получил название Кавалерийского.
В 1995 году указом президента Бориса Ельцина был подтвержден федеральный статус памятника. Но в указе не был определен его состав, а адрес был указан неточно: Комсомольский проспект №№ 18-22. Иными словами, дом №24 - Кавалерийские конюшни
просто выпал из списка. 22 марта 2О08 года начался снос здания.

Инспекция Москомнаследия констатировала , разрушение памятника и отсутствие документов, подтверждающих аварийность задания. Но застройщики предъявили разрешение на снос, подписанное Россвязьохранкультурой. На спешно собранном брифинге заместитель председателя Москомнаследия А. Филяев заявил: «Наши дальнейшие планы следующие: мы потребуем от инвестора воссоздать флигель в соответствии с историческими чертежами и справками. Иначе мы обратимся в прокуратуру о возбуждении .уголовного дела по факту нанесения ущерба объекту культурного значения». Пока никаких действий в отношении застройщика не последовало.


  • 1
Интересная информации, автору респект. В дополнение : что лучший элитные интерьеры вы получите позвонив в студию дизайна интерьеров DG Interiors

  • 1