?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Руины на Никольской
madi_ha


Развалины этого здания я заприметила со смотровой площадки Центрального детского магазина. У нас с товарищем, как раз, была небольшая краеведческая прогулка и мы решили заодно (коль уж недалеко) попробовать добраться и до этих развалин. Однако, единственные задворки, по которым можно было хотя бы приблизиться к зданию, находились под охраной какого-то ЧОПа. Общение с чотовцем закончилось тем, что  на шквал "контраргументов" моего товарища,  охранник удалился со словами: «…ну раз вам так нравиться гулять около помоек, ну и пожалуйста!».  Задворки же уперлись в тупик, и мы повернули обратно.

Далее мы зашли в неоднозначное трактирное место на Никольской и единственным плюсом этого места, оказалось то, что его окна выходили как раз на эти самые руины. В тот день камеры с собой не было, лил дождь… в общем не до шпионских приключений. 

В трактир вернулась несколько дней спустя уже с камерой и при солнечной погоде))

Пока официант сервировал хинкали, я, привлекая нездоровое внимание прочих посетителей, делала фото из окна.

На картинке ниже, зеленой стрелкой отмечено место и направление съемки. Синим прямоугольником отмечено действующее здание театра, выходящее фасадом на Никольскую  улицу.



Теперь от части лирической – к исторической.

Газета "Коммерсантъ» от 22.12.1993 писала:
«В ночь с понедельника на вторник в Москве на Никольской улице в здании Московского музыкального камерного театра произошел пожар. Помимо самого театра, пострадали ресторан "Славянский базар", а также Всероссийский центр изучения общественного мнения.  В тушении пожара принимали участие 200 человек, было задействовано 48 пожарных машин. Пожар был потушен лишь к утру. Охранники, почувствовав запах дыма, поначалу вызывать пожарных не стали, а попытались самостоятельно найти источник возгорания. И только через полчаса они позвонили в службу "01".
       Прибывшие на место происшествия пожарные обнаружили на третьем этаже 4-этажного кирпичного здания сильное задымление. В 2.55 в помещении театра загорелись перекрытия (общей площадью 100м2) и находившиеся там стройматериалы. Немного позже огонь распространился на чердак. К 6 часам утра сгорели перекрытия между этажами, в результате чего рухнул потолок обеденного зала ресторана "Славянский базар". По словам сотрудников ГУПО, все это время тушение пожара осложнялось крайне запутанной планировкой здания.  К этому времени огонь охватил более 500м2 здания, что соответствует пожару 4-й кате
гории (сильный пожар в здании, где нет людей).
      В 6.20 пожар стал распространяться по образовавшимся в результате обрушения перекрытий пустотам. В 6.45 из-за недостаточного давления воды в стволах пожарные обратились в Мосводопровод с просьбой выслать технические службы этой организации. С помощью сотрудников этих служб в 9.30 пожар удалось локализовать. И только к 10.10 пожар был ликвидирован. Общая площадь пожара достигала 5 тыс. м2. Сильно пострадали помещения театра, который должен был открыться после реставрации. Ресторан "Славянский базар" выгорел полностью. Точно определить причины пожара не удалось. То ли из-за брошенного на деревянную стружку не затушенного окурка, то ли сварочный аппарат не выключили, то ли нагревательные электроприборы».

Ох уж эти необъяснимые пожары в 90-х на дорогущей земле в центре Москвы. 
С тех самых времен, уже почти 30 лет, выгоревшее строение пребывает в законсервированном виде и изнутри обильно поросло зеленью, что можно увидеть на спутниковой съемке Гугл карт.

Как ни странно, информации по этим руинам в интернете крайне мало.  Вероятно, от того, что с ночи пожара ничего интересного там более не происходило.

Однако, оказалось, что Государственный академический Большой театр России, являясь правообладателем данного здания, планирует его реконструкцию.  В связи с этим, экспертной организацией, по заказу ГАБТР , в июне  этого года, был составлен Акт  Государственной историко-культурной экспертизы проектной документации по приспособлению для современного использования помещений и внутренних инженерных систем Камерной сцены имени Б.А. Покровского Большого театра России, расположенной в объекте культурного наследия регионального значения «Гостиница и ресторан «Славянский базар», связанные со многими именами выдающихся деятелей русской культуры: П.И. Чайковским, А.П. Чеховым, Н.А. Римским-Корсаковым, К.С. Станиславским и другими» .

Рассматриваемое строение было принято на государственную охрану Решением Президиума Московского городского совета народных депутатов (Моссовета) № 84 от 30 июля 1992 г. «О памятниках истории и культуры г. Москвы».
В 2012 году, распоряжением Департамента культурного наследия города Москвы, в составе данного памятника архитектуры, включались, как подлежащие сохранению:
- объемно-пространственная композиция Г-образного в плане, трехэтажного, с подвалом и полуподвалом, мансардным этажом и полуовальным выступающим объемом концертного зала, здания 1770-1781 годов, 1871-1873 годов,  конца XIX – начала ХХ веков, в том числе проездная арка, высотные отметки по венчающим карнизам, конькам крыши;
- крыша со световым фонарем, цилиндрическим «пассажным» сводом, мансардными окнами 1871-1873 годов,
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов 1871-1873 годов,  конца XIX – начала ХХ веков, в том числе руст стен, местоположение, форма, размер и оформление оконных и дверных проемов (рамочные наличники с лепными замками, прямоугольными и треугольными сандриками с заполнениями из горизонтальных гирлянд, подоконными филенками), центральный четырехколонный крепованный портик большого ордера со спаренными колоннами, триглифами, арочным завершением с архивольтом, лучковым разорванным фронтонами лепным вазоном, боковые лопатки с лепными декоративными филенками, межоконные филенки, гладкие пилястры,
- междуэтажные профилированные карнизы и тяги, венчающие карнизы, следы стесанных лопаток 1770-1781 годов на западной части главного фасада, веерные русты на дворовых фасадах, пилястры с лепными венками между ними, заполнение арочных ниш над окнами лепными барельефами с сидящими женскими фигурами по сторонам картуша, лепные орнаментальные филенки между окон верхнего этажа с женскими профилями, вписанными в круглые медальоны;






- столярные дверные и оконные заполнения со скобяным прибором и каменными подоконниками, окна из ячеистого стекла 1871-1873 годов, их материал, характер оформления, колористическое решение;
- пространственно-планировочная структура интерьеров 1770-1781 годов, 1871-1873 годов,  конца XIX – начала ХХ веков в пределах капитальных стен, опорных конструкций, перегородок, дверных и иных проемов, перекрытий, включая сводчатые и своды «Монье»;
- конструкции и материал капитальных стен,  опорных конструкций, перегородок, перекрытий 1770-1781 годов, 1871-1873 годов,  конца XIX – начала ХХ веков, включая кирпичные своды и своды «Монье»;
- лестницы 1871-1873 годов, ограждение лестниц и площадок из литых фигурных и круглых, с гирляндами либо с львиными масками,
- декоративное оформление интерьеров 1871-1873 годов,
- осветительные приборы 1871-1873 годов.

Во избежание не понимания, где вся эта красота может находиться среди руин, стоит еще раз подчеркнуть, что  речь идет о  всем комплексе в целом, включая сохранную часть здания, выходящую на Никольскую.

Далее, в Акте экспертизы указывается:
«Здание расположено в юго-восточной части домовладения по «красной линии» улицы Никольская. Возведено в несколько строительных этапов. Наиболее старый объем здания был построен в 1770-1781 гг. по заказу Московской синодальной типографии, к которой владение перешло в 1760 г. от графа Б. П. Шереметева. В 1870 году началась перестройка дома. Переделки, начавшиеся уже в 1872 году были таковы: здание было расширено пристройкой новых объемов. К зданию был надстроен третий этаж. В дальнейшем стеклянная стена второго этажа, выходившая вторым светом в ресторан, была замазана краской и обшита с внутренней стороны звукоизоляционными панелями (вот как да такого можно было додуматься?!). Гостиница и ресторан «Славянский базар» на архивных планах 1872 г. значатся как двухэтажные с мансардой, а к 1875 г. здание надстраивается до трех этажей и устраивается подвал. Пятиэтажный объем-переход от «Славянского базара» остается прежним. Главный объем по красной линии улицы сохранил в себе капитальные стены конца XVIII века. С конца XIX века здание претерпело много переделок,  как в отношении фасадов, так и во внутренней планировке.
Часть корпуса, выходящая на ул. Никольская, в целом, сохранила свой архитектурный облик конца XIX - начала ХХ вв. Фасад решен в духе «итальянского ренессанса». Нижний этаж, прежде имевший большие витрины магазинов, многократно ремонтировался и перестраивался. Фасады, выходящие в сторону двора, не имеют архитектурной выразительности, за исключением фрагмента первого, второго этажей на полукруглой в плане дворовой части корпуса — это все, что осталось от первоначальной обработки фасада».

Интересно, что часть сгоревшего здания, все же была приведена в состояние, позволяющее эксплуатацию и к выгоревшим остовам стен и оконным проемам, примыкают вполне «обитаемые» окна со стеклопакетами, а также кондиционеры.

С одной стороны, радует, что, судя по всему, реконструкции здания быть. И может еще откроются на этом месте новые театральные пространства «с историей», а при них, быть может и роскошный ресторан.  С другой стороны, почитав план реконструкции, создается впечатление, что это будет больше именно «приспособление для современного использования», чем реставрация.  Поэтому сделать эти фотографии, стоило хотя бы для того, чтобы запечатлеть лики муз (?), пока еще сохраняющихся в этих стенах.