?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Людмила Литавкина и Игорь Филатов. Счастье длинною в жизнь
madi_ha
Ко дню рождения Людмилы Литавкиной
(29.12.1923- 03.06.2006)



Эта история началась с того, что ко мне попал семейный фотоальбом балерины Большого театра.
В альбоме находились фотографии Людмилы Сергеевны Литавкиной и её супруга -  Игоря Денисовича Филатова, датированные 45-50 –ми годами. Изначально, я планировала сделать лишь выкладку этих  фотографий, сопроводив их небольшой биографической справкой, но  когда начала искать информацию в Сети, оказалось , что сведения  о Людмиле Литавкиной практически отсутствуют.
Фотоальбом был мне передан Людмилой Скаловой -  дочерью подруги Людмилы Литавкиной. По  её мнению, память о Литавкиной, как о замечательном человеке и прекрасной балетной танцовщице должна быть сохранена.

Литавкина не оставила после себя детей. Её супруг  скончался в 2000 году, а она пережила его на 6 лет. И вот спустя всего 10 лет о них уже никто не помнит и мало  кто знает.  С фотографий смотрит женщина с аристократическим лицом и загадочной грустью в глазах. 




Простой публикации альбома стало казаться недостаточным и я начала искать людей, которым было бы хоть что-то известно о Литавкиной.

Поиск привел меня на специализированный балетный форум, на котором в апреле 2015 года был опубликовано весьма интересное  для меня объявление. Некая девушка писала о том, что  уже несколько лет является хранителем архива четы Литавкиной-Филатова и просит помочь ей со сбором дополнительной информации по этим людям, а так же (как и я ) она искала хоть кого-то , кто знал  Литавкину при жизни. На пост не было ни одного ответа.

Забегая вперед, скажу, что позднее выяснилось, что эта девушка уже шесть лет, по  крупицам собирает информацию о Литавкиной. Ей удалось найти фамилии учениц Людмилы Сергеевны. Некоторые из них сейчас солируют в Большом театре, некоторые разъехались по просторам нашей родины и возглавляют танцевальные коллективы в регионах. По возможности, всем им, кого  удалось найти на сайтах творческих коллективов и в социальных сетях, были написаны письма с просьбой связаться и поделиться воспоминаниями о Литавкиной. Никто не ответил. От того очень грустно смотреть на открытки, сохранившиеся в архиве балерины - они празднично расписаны разноцветными чернилами и содержат  девичьи имена и фамилии - «Дорогая наша любимая Людмила Сергеевна! Мы никогда Вас не забудем! Будьте счастливы! Ваши благодарные ученицы».

Я написала ответ на форум и в личную почту девушки, давшей объявление, но ответа не было. Но  все же чудом, мне удалось её найти  и это положило начало нашему прекрасному сотрудничеству.

В ходе написания этой статьи я её спросила  – Как о тебе написать?
- Камелия Ланская, особа не равнодушная к незаконченным историям, связанными с реальными людьми,- ответила она.

Пусть  будет так.

- Я узнала о Литавкиной и Филатове, после их смерти, но за шесть лет поисков информации уже, можно сказать, сроднилась с этими людьми, - говорит  Камелия.

А для меня мир Людмилы Литавкиной только начал приоткрываться, выходить из тени забвения.




Помимо интереснейшей информации, Камелия поделилась со мной копиями уникальных фотографий конца 19- начала 20  века из архива Литавкиной.

Волею судьбы, у Камелии находились фотографии предков Литавкиной, семейная переписка и некоторое количество детских  фотографий Людмилы. А у меня - два фотоальбома (второй -  с фотографиями августа  1946 года, запечатлевшими 20-ти летнюю балерину на  приморском отдыхе с друзьями).

И вот части архива соединились в целое, а мне представилась возможность   записать  историю  этой семьи.

Более глубокое исследование балетной династии Гейтенъ-Литавкиных и дворянского рода Филатовых обещает быть интереснейшим, но  весьма сложным занятием. Я надеюсь, что благодаря тому, что  Камелия Ланская бережно сохраняет архив,  династии еще найдут своего исследователя.

Для снижения объемности поста, тексты по именитым предкам Литавкиной и Филатова вынесены в отдельные тексты и доступны по ссылкам.

Род Литавкиных. Предки Людмилы Сергеевны Литавкиной.

Род Филатовых. Предки Игоря Денисовича Филатова.

Сразу стоит оговориться, что информации об Игоре Филатове удалось найти крайне мало.


Он был выходцем из аристократической семьи, одна из ветвей которых  (род Юрасовых) вела свою  историю  с 1610 года и соединилась с родом Филатовых, когда в начале  19 века, Николай Филатов (дед Игоря по отцу) женился на девице Магдалине из рода Юрасовых. 

Денис Николаевич Филатов (отец Игоря), в молодости был  военослужащим в звании поручика, а затем сделал театральную  карьеру , как артист Государственного Академического Большого Драматического Театра.

Игоря, ребенком, так же отдали в хореографическую школу и он получил артистическое образование как танцовщик. Игорь Филатов 20 лет являлся бессменным директором ансамбля песни и пляски Моисеева. К сожалению, его  коснулись интриги большой сцены  и в начале 1990-х годов Игорь Филатов покинул ансамбль Моисеева. Есть  сведения, что этому решению содействовала Людмила Литавкина, считавшая, что её муж не должен находиться в среде, где против него плетутся козни.

Оставление любимого дела жизни, тяжело сказалось на Игоре Денисовиче. Уход из ансамбля стал для Игоря началом угасания. Игорь Денисович Филатов скончался в  2006 году после продолжительной болезни. Ему был  81 год.

Сейчас уже библиографической редкостью считается  книга «Дорога к танцу. Государственный академический ансамбль народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева». Фотоальбом / сост. и подгот. текста И.Д. Филатов . – М. : Планета, 1989 .





Людмила Сергеевна Литавкина родилась 29 декабря  1923 года.  Она происходила из Петербургской балетной династии Литавкиных. Её  прадед - Спиридон Литавкин солировал в  ведущих балетных постановках Императорского  театра. Дед - Дмитрий Литавкин  так же был знаменитым балетным танцовщиком.




Фрагмент черновика автобиографии написанный рукой Литавкиной.



В 1941 году Люда с отличием окончила Московское Хореографическое училище и была зачислена в балетную труппу Государственного академического Большого театра СССР.

Её аттестат показывает каким искусствам и наукам обучалась девушка: французский, рисование, грим, история театра и балета, танец, фортепиано, актерское мастерство....



В ГАБТ СССР молодая Литавкина танцует партии : Па-де- труа и лебедя  из балета  «Лебединое озеро», подруги Китри и вариацию  из четвертого акта  балета «Дон Кихот», Наяды  из оперы «Фауст», феи из балета «Золушка» и многие другие.

И тут начинается Великая Отечественная война. Молодая артистка получает право выехать  в эвакуацию, но она остается в Москве. Вместе с прочими москвичами выходит на ночные дежурства по тушению  зажигательных  бомб. Днем дежурит в театре, вместе с другими оставшимися сотрудниками театра, обеспечивает его отопление. А еще выезжает "на гастроли" в прифронтовые зоны, выступая перед бойцами, вернувшимися с передовой. Посещает госпитали.  Эти факты изложены в её послевоенных характеристиках.

За работу в годы войны Литавкина награждена Почетной грамотой при СНК СССР «За самоотверженную работу в области культуры в частях Красной Армии и Военно-Морского флота в период великой Отечественной войны 1941-1945 гг».

В 1945 году награждена медалью «За оборону Москвы» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 году»

Зато  каким прекрасным выдалось послевоенное лето 1946 года! Август. Литавкина с друзьями, среди которых её  будущий муж Игорь, отдыхают на море в Доме отдыха с названием "РАБИС", что  вероятно означало РАБОТНИК ИСКУССТВА. Увы, никакой информации об этом доме отдыха найти не удалось.

Впереди мирная жизнь и большая любовь



Корпус того самого загадочного РАБИСА.



Все фотографии Людмилы сделаны повидимому Игорем, так как в обоих имеющихся альбомах её фото сняты в одном стиле и с любовью. А как она смотрит в камеру!



Интересно, что эти шикарные брюки принадлежали еще матери Людмилы - Анне, которая также была красавицей и актрисой. Хотя трудно поверить, что  в начале 20 века, Анна могла носить брюки, и сегодня делающие честь любой моднице.





Людмила с Игорем (в центре) и друзьями





Милое фото с постановочной "ссорой" влюбленных.









Игорь покоряет сердце Людмилы всеми возможными способами





Балетная молодежь на отдыхе.



После войны Литавкина успешно продолжает артистическую  карьеру. В 1949 году награждается Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ за участие во Всемирном фестивале Молодежи и студентов в Будапеште в 1949 году.В 1951 году удостаивается ордена «Знак Почета»







В 1961 году выходит на творческую пенсию и зачисляется в группу подготовки стажеров Московского академического хореографического училища.

В 1968 году с отличием заканчивает курсы и зачисляется в штат училища в качестве педагога классического танца. За 22 года работы в училище она воспитала целую плеяду артистов балета . Многие из её воспитанников являются ведущими солистами Московских театров , а так же музыкальных театров по всему союзу.

В 1978 году за заслуги в деле развития хореографического искусства присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР»

В архиве Литавкиной имеются многочисленные благодарности в том числе и за зарубежные гостроли:  в   Арабской республике,  в Лондоне, за подготовку выступления советского балетного коллектива за рубежом.

Премирована за участие создания культурных программ в рамках  Московской Олимпиады 1980 года.

Отдельного внимания заслуживают семейные фотографии Литавкиной.

- Она была счастливой женщиной - подмечает Камелия, когда мы рассматриваем альбом.

Видно, что любовь к мужу она пронесла через  всю жизнь. Опять же по  воспоминаниям людей, знавших эту семью, забота о  муже, стояла для Людмилы на первом месте.

Эти фотографии то погружают нас в тихий мир семейного  уюта, то уводят на прогулки, на которых влюбленные были счастливы также как и в первые дни своей любви.

Поначалу, я расстраивалась, что нет никакой информации и не могу ничего рассказать о жизни этой пары. Но с другой стороны, эти фотографии говорят сами за себя и нужны ли пояснения?








Крайний слева - отец Людмилы Литавкиной - Сергей Литавкин.






А еще Людмила рисовала. Неизвестно какого периода эти рисунки. На них прекрасные дамы, в образах, в которых блистала в свое время мать Людмилы - актриса и танцовщица Анна Петровна Литавкина





Литавкина на преподавательской работе.



Людмила Сергеевна  скончалась 03 июня 2006 года. У нее не осталось наследников, которым можно бы было передать, бережно сохраненные семейные архивы за несколько поколений, фрагменты сценических костюмов матери, ту самую  фотокамеру на которую они снимали мир, во время своих путешествий, треугольники воинских писем друзей Игоря Филатова с фронта, рисунки и наброски дневников, книги и фотографии  с дарственными надписями и автографами извсетнейших деятелей искусства 19-20 веков.

Камелия Ланская вспоминает: - Как только мне в руки попадали эти вещи, еще до того, как я начинала рассматривать их или читать  бумаги, меня захватывала волнующая энергетика творческой жизни и очень  теплых семейных отношений. В одном чемодане я нашла роскошные винтажные подвески-кисти на портьеры. Подумала "теперь  к ним только семи слоников не хватает", а в другом чемодане нашлись и слоники! У меня никогда не было мысли продать эти вещи, ведь они все части одной красивой истории. Быть может мне удастся когда-то создать музей этой семьи или написать о них книгу".

Камелия рассказала, что ей удалось найти человека, занимающегося сбором информации по роду Юрасовых. По его  даным, прямых потомков ветви Юрасовых из которых происходил Игорь Филатов в России не осталось. Какая-то семья из этой ветви проживает в ЮАР и вроде бы в скором времени их представитель планирует посетить Россию. Может быть Камелия  встретится с этим человеком и предложит ему архив Литавкиной-Филатова. Но когда это случится и случится ли вообще - не известно.

Холодным ноябрьским утром мы приехали на Ваганьковское кладбище, зашли в здание колумбария и довольно быстро нашли место захоронения Людмилы и Игоря. Это была волнительный визит, более волнительный, конечно для Камелии. Мы принесли розы, я закрепила прозрачную фигурку балерины, а Камелия поставила лампадку.
В колумбарии удивительно сильно пахло живыми цветами, почему-то тогда я подумала, что такой же запах, вероятно, стоит в гримерках артистов после успешных выступлений - густой, обволакивающий сладкий запах цветов.



А еще мы поставили фотографию. Самую романтичную фотографию этой пары.



Сложно поверить в то, что большая жизнь и большая любовь закончились маленькой серой табличкой с именами. Хочется верить, что все имеет продолжение....





Благодарности:

Петру Устинову (Общество Некрополистов) за то что подарил мне эту идею.
Людмиле Скаловой. - за фотоальбомы Людмилы Литавкиной
Камелии Ланской - за фотографии, удивительные рассказы и поддержку моего вдохновения
Юзеру "Юхим" - за консультации по  воинскому обмундированию 19 века и поиск информации о поручике Дионисии Филатове.
---------------------------------------------------------------------
Материал подготовлен для сайта decornecropol.com

Если вы располfгаете какой либо дополнительной информацией по представленному материалу, либо обнаружили в нем какие-либо биографические неточности, буду весьма признательна, если вы мне напишите: spogost744@yandex.ru


  • 1
Память - это бесценно. Это то, что нас, людей, делает людьми. Благодарю Вас и Камелию за память и кропотливую работу. Дм. Урушевъ

Большое спасибо, Дмитрий!

Re: Литавкина

Спасибо! Я находила эту статью в процессе своих поисков.

  • 1