?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Литавкины
madi_ha
Приложение № 1 к статье "Людмила Литавкина и Игорь Филатов. Счастье длинною в жизнь."

Приложение № 2 (История рода Филатовых) - здесь.

Прежде чем начать  рассказ о династии Литавкиных, с сожалением замечу, что у меня (и, как следствие, в настоящей подборке) отсутствуют фотографии некоторых ключевых персон. Поэтому повествование будет строится на основании того фотоматериала, которым я располагаю.

Людмила Сергеевна Литавкина происходила из старинной Петербургской балетной династии Литавкиных.

Династия началась со Спиридона Алексеевича Литавкина. По данным "Ежегодника  императорских театров», в  сентябре 1855 года , Спиридон Литавкин (прадед Людмилы)  вступил  в балетную труппу  Большого театра. Сначала  Спиридон был  в театре фигурантом -  начинающим танцором , но  вскоре стал солистом балета.  Впоследстви вел преподавательскую работу в хореографическом училище.

У Спиридона Литавкина было   три сына- Сергей, Михаил и Дмитрий , -  и все они  пошли по стопам отца.
Сергей выступал  на сцене Петербургского Мариинского театра , а Михаил и Дмитрий - на сцене Большого театра, где они так и значились в афише: Литавкин 1-й и Литавкин – 2-й .

Дмитрий Литавкин (дед Людмилы) , поступив в Большой театр в  первом же сезоне выступил 61  раз.  Уйдя со сцены по  возрасту- также впоследствии занимался преподавательской работой.

Владислав Ходасевич в своих воспоминаниях писал: «Было бы удивительно , если бы увлечение балетом не вызвало с моей стороны попыток самостоятельного творчества в том же роде . И в самом деле -- по целым дням вертелся я на ковре в гостиной , импровизируя перед трюмо целые балеты , в которых я был единственным действующим лицом ,-- так сказать , монобалеты. К кому-то из моих братьев порой заходил артист Большого театра Дмитрий Спиридонович Литавкин . Я смотрел на него с обожанием . Как танцовщик принадлежал он к числу заметных , но всё же второстепенных величин . В" Коньке-Горбунке " и в " Жизни за Царя " танцевал он мазурку в первой паре -- это была его коронная роль . Он дал мне несколько уроков или , вернее , показал несколько приёмов , благодаря которым мои упражнения перестали быть слишком дилетантскими .»

После Октябрьской революции Дмитрий Литавкин создал танцевальную  группу и успешно  выступал.  Умер  в годы Великой Отечественой войны , когда на сцене снова появилась Литавкина - его  внучка.

Александр Бенуа (русский художник, историк искусства, художественный критик)  писал в своих "Воспоминаниях" :
"
Что же касается "Крестьянской свадьбы", то это уже неоспоримо Делиб, и в его чудесном красочном творении едва ли найдется что-либо равное этому шедевру! И до чего же мягко, гладко, грациозно, игриво и серьезно исполнял этот скользящий танец бесподобный в своем роде танцор Литавкин! Вот когда оживал во всей своей свежести и грации XVIII век, вот что лучше, нежели и самые изощренные слова, помогло мне познать самую суть этого очаровательного, столь нелепо охаянного времени, являющегося на самом деле одним из кульминационных пунктов всей истории культуры".

Дмитрий Литавкин был женат на артистке Большого театра Серафиме Николаевне Гейтен (в замужестве Гейтен-Литавкина).



Выписка из адресной книги:



Родной сестрой Серафимы Гейтен была  Лидия Николаевна Гейтен - прима Большого императорского театра.

В отличии от Серафимы, Лидия не была явной красавицей, имела довольно обычное лицо, небольшой рост, чуть приземиста. Однако зрители её боготворили, видя в ней величайшую актрису, от действа которой преображалась вся сцена!

Источник фото



Источник фото


Автобиографическая справка: 

Лидия Николаевна Гейтен (2 (14) мая 1857 — 20 ноября 1920, Москва) — русская балерина. Девочкой была принята в Московское театральное училище при императорской труппе. Лидии Николаевне успех сопутствовал с ранних лет: уже в первой же своей небольшой детской роли Поваренка в "Дон Кихоте"  в 1869 году, она заявила о себе как о талантливой танцовщице. И начиная со следующего года, была назначена выступать в главных партиях — и это будучи ученицей: в балетах « Трильби" — в 1870 году, «Эсмеральда"  — в 1872 году, «Катарина - дочь разбойника» — в 1874 году

Закончив обучение в 1874 году, юная Лидия Гейтен сразу была принята солисткой в Московскую императорскую труппу. Однако к работе на сцене приступила не сразу: она была командирована за границу за казенный счет для совершенствования.

Даже когда в 1883 году московская императорская балетная труппа была значительно сокращена, а Лидии Гейтен как прославленной солистке было предложено переехать в Петербург и перейти Петербургскую императорскую труппу, она отказалась, сославшись на необходимость сохранения московской балетной школы.

В 1894 году, она, создав собственную труппу как антрепренер, гастролировала по России.

В 1895 году Лидия Гейтен облюбовала летнюю сцену в московском саду «Аквариум», где выступала в балетных дивертисментах. Больше на сцену Большого театра она не вернулась. Но после ухода со сцены преподавала в Московском хореографическом училище.

Скончалась во время послереволюционной разрухи в голодной и холодной Москве, 20 ноября 1920 года.

Мужем Лидии Гейтен был  артист той же Московской императорской труппы, певец Александр Львович Шарпантье.

Валерия Носова, в своей книге (из серии ЖЗЛ) "Балерины" описывая становление  великой балерины Екатерины Гельцер, писала:

"Первый балет, который хорошо запомнила Катя, был «Прелести Гашиша» 1885.  Ей минуло тогда шесть лет. Танцевала Лидия Николаевна Гейтен, недавно вернувшаяся из-за границы, куда была направлена после окончания Московского училища для совершенствования в танцах. Отличную танцовщицу с виртуозной техникой ценили и как выдающуюся актрису. С того памятного дня любимым развлечением девочки стало изображение балетных сцен. «Хочу стать балериной!» — на разные лады повторяла она отцу и матери."

Но вернемся к семье Лидии Гейтен-Литавкиной и Дмитрия Литавкина.

31 мая 1894 года у них рождается сын- Сергей (будущий отец Людмилы Литавкиной).

На фото Дмитрий Литавкин с сыном Сергеем.



Сергей, по неясным причинам не пошел по актерской тропе. Он окончил гимназию, а затем, инженерно-строительный колледж.





Сергей Дмитриевич Литавкин работал инженером-строителем Народного Комиссариата путей сообщения СССР и ГлавМосСтроя. Предположительно, он принимал  участие в проектирование дома артистов Большого театра на Каретном ряду (1935 год, архитектор А.В. Щусев). Такой вывод напрашивается из письма, написанного Сергеем Литавкиным своей дочери - Людмиле, которая жила в этом доме в небольшой квартире до конца жизни. В письме Сергей Дмитриевич шутит о том, как странно распорядилась судьба, что  в доме, над которым он работал, его дочь получила  одну из самых скромных  квартир "всего  с одним балконом".

Скончался Сергей Дмитриевич Литавкин по разным данным в 1969 либо 24.06.1969 года. (почему-то  в разных записях записях Л. Литавкиной указываются две эти даты).

О матери Людмилы Литавкиной - Анне Алексеевне Петровой также известно совсем не много.
Она родилась  в 1895 году в Московской Губернии селе Козлово, Клинского  уезда Конаковского района.

Судя по  семейным фотографиям, она была из довольно простой семьи среднего  класса. Однако красота и грациозность Анны, с ранних лет позволили ей приобщиться к театру.

Возможно, определенную роль в этом сыграл английский предприниматель Фланден, который в 1856 г.  приобрёл у русского правительства 1300 десятин земли и лесных угодий в 12 км. от железной дороги, у деревни Козлово, и основал здесь фабрику, выпускавшую ковры и ковровые изделия, а в дальнейшем также шёлковые ленты и ткани.
По имеющимся сведениям у Фладена было  что -то типа частного  тетра. Нет точных  сведений, состояла ли  Анна  на службе в этом театре, но на фото своей юности она изображена в роскошных  театральных костюмах, вполне возможно, что её красота и талант моги спонсироваться Фланденом либо  кем-то из  его окружения.











Анна с подругой Антониной.







Анна с отцом - Алексеем Петровым



Из более позднего периода жизни Анны известно, что она была актрисой  театра "Идеал" ( не удалось, к сожалению, найти более точную  информацию по этому театру).

Скончалась Анна Петрова  14 мая 1948 года.

Завершить короткий рассказ о предках Людмилы Литавкиной хотелось бы семейным фото, снятым в 1932 году на море в п. Джубга (Туапсинский район Краснодарского края). Из архивных документов семьи известно, что Литавкины много времени проводили в Джубге.

Итак на  фото  (слева на право) предположительно: Дмитрий Литавкин (дед Людмилы), Анна Петрова (мать Людмилы), Серафима Гейтен-Шерпантье. В узорчатом платье в первом ряду сидит маленькая Людмила




Людмила Сергеевна Литавкина. Фото 50-х годов.



---------------------------
Материал подготовлен для сайта decornecropol.com

Если вы располагаете какой либо дополнительной информацией по представленному материалу, либо обнаружили в нем какие-либо биографические неточности, буду весьма признательна, если вы мне напишите: spogost744@yandex.ru