?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Кладбища Валдая. Часть 3. Новое гражданское кладбище
madi_ha
Часть 1. Некрополь Иверского монастыря.

Часть 2. Сквер Героев.

«Новое» гражданское кладбище в г. Валдай

Кладбище расположено на окраине города, на улице Песчаная. Занимаемая площадь – 15 гектаров. Количество участков на кладбище — 8700.

Вообще, начать разговор о  Валдайских кладбищах следовало вероятно с небольшой исторической справки о  том, что на территории Валдая находят могильники самых древнейших времен. Это и сопки и курганы и жальники.
Жальники –это могильники из грунтовых могил, на поверхности обозначенные камнями в виде круга, овала или четырехугольника. Это местный севернорусский термин, означающий "кладбище, могильник, скудельня, погост". Он восходит к праславянскому zal - "скорбь, горе, печаль". Между тем, местное население е называет жальниками также старые, заброшенные кладбища, целостно огражденные крупными валунами, а также могильники с каменными крестами.

Сделаю небольшое лирическое отступление. Мне, слово «жальник» напомнило поэтическую мифологию  Ильи Тёроха, который в одном из  своих произведений, подробно описывая отход и метания новопреставившейся души, рассказывает о том, какую роль играют в этом процессе дочери Перуна – Мара (смерть), Жива (жизнь) и Желя (Жалость). Так вот по этой раскладке, Желя, расстраивает, «травит» души близких покойного, чтобы они через  слезы избавлялись от пожирающего их горя:

«Прояви свою любовь,
Встань, пол слова хоть промолвь,
Да застий мою ты горесть,
Да развий мою ты болесть!
Встань, мое серденько, встань,
И хоть раз на мене глянь!»
Тут вдовонька вновь сомлела
Ниц упала коло тела,
Родичи её взяли,
В сторону прочь отвели
Желя ж  собирала слезы
Деду Перуну на розы
Плакала здесь вся оселя
Ибо жалостная Желя
Жалом жали жалила.
Жалила она наспех
Баб, людей, детей и всех
Из очей лилась слезами,
По лицу текла струями
Облегчала так сердца
От горевного гостца".


И. Терох. «Серый свет»

Первые жальники в Новгородской земле  появились в XI в., но основная масса их относится к XII-XIV вв.  Исследованиями установлено, что  по всей видимости жальники являются местным явлением так как распространены "почти исключительно в пределах древних новгородских вотчин".

В краеведческом музее Валдая находятся фотографии древних захоронений «сопок» в районе деревни Борисово.





В том же музее выставлен каменный крест с могильника 10-12 века.



Путеводители по  Валдаю указывают: «Если за современным городским (новым) кладбищем свернуть с шоссейной Станковской дороги направо, проселочная дорога приведет к озеру, где в 200 м от залива, перед спуском, справа от дороги находится погребальное сооружение древних славян IX - X века - сопка высотой 3 м, поросшая лесом, поэтому вблизи ее контуры расплывчаты».

К сожалению, мне не удалось добраться до тех мест. Да и до самого кладбища добиралась с приключениями. Кладбище находиться в 5 км. От центра города. Туда ходит автобус. В день своего  пребывания на Валдае я дождалась автобуса, купила, как и положено, талон за 18 рублей и приготовилась созерцать плывущие за окном окрестности.  Однако, автобус «чихнул» пару раз и от остановки так и не отъехал – сломался. Мы сдали свои билетики и снова вышли на остановку. Привыкшая к столичному расписанию  автобусов (не успел на один, через  10 минут уедешь на другом) я была полна оптимизма и удивлялась, почему разочарованно охая «расползаются» с остановки местные бабушки. Вскоре я узнала, что  автобус этот один. И если он  сломался, то  сломался. Это   событие городского  масштаба и никакого другого автобуса уже не будет.
В  итоге расстояние до  кладбища я оттопала пешком.



Под конец пути большой радостью для меня стало  увидеть в густой зелени купола маленькой голубой церкви.  Это  была церковь в честь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение». Церковь совершенно удивительная. Она вся срублена из  сосны и изнутри похожа на избушку. В церкви было  солнечно, пахло  смолой и полевыми цветами. Уже вернувшись в Москву я прочитала, что  церковь совсем новая, её освятили в июне этого года.






Мне не удалось найти информацию  о  времени основания данного кладбища. Могилы, которые я видела, относились преимущественно  к  90-м гадам. Но  кладбище огромное, возможно, что до более ранних  захоронений я просто  не добралась. К тому же на старом церковном кладбище (о нем будет рассказано в 4 части валдайских  рассказов) захоронения велись разве что  до  конца 70-х годов. Значит новое Гражданское кладбище основано примерно в  80-х годах. Однако уже в 2008 году мэрия Валдая (звучит то как!)) задавалась вопросом о том, что новое кладбище уже переполнено и необходимо  его либо расширять либо искать новое место. Пока же кладбище расширяется судя по  всему спонтанно, так как практически заброшенные, неухоженные могилы с маленькими деревянными крестами без табличек (захоронения неопознанных?) уходят уже далеко  в лес и поле за границы кладбища.



Само кладбище является довольно обычным и для исследователя представляет интерес разве что  спецификой оформления некоторых захоронений.













































Специфичными являются памятники с  изображением вырезанных  по мрамору пейзажей либо церквей с куполами на фоне все тех же пейзажей. И если изображения церквей не вызывают особых эмоций, то традиции украшать надгробия  видами родной природы кажется трогательной.

























Еще интересный местный вид надгробия.  Некий гибрид солдатской пирамидки и имитации церковной архитектурной  символики.



















А вот такие «капсулы» похоже являются традицией 60-х. На старом кладбище их очень много. «Капсулы» заполняются фотографией усопшего, искусственными цветами, иногда лентами. Со временем это все выцвечивается, осыпается и выглядит достаточно  живописно и загадочно.


































Эпитафия на надгробии, которое, судя по  всему, дети установили своим родителям.
















На этом знакомство с новым кладбищем Валдая подошла к концу и я отправилась снимать старое кладбище при церкви Петра и Павла, о котором будет рассказ  в следующей, завершающей части.

...