?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Фотоархив священника Александра Ильина
madi_ha

Источник фото

«Я увидела его на фотографии среди других новгородских священников, пустынниц, монахинь. Лицо запомнилось: ясное, со светлыми глазами, рука у виска. Имя было названо, но что говорит имя без биографии, без фактов жизни, без жития.»

М. Кириллова. «Отец Александр Ильин: «Смирение есть свобода».


Будучи в Питере, я не могла не посетить знаменитую Питерскую барахолку на ж\д станции Удельная. Наслушавшись заранее хвалебных отзывов о редкостях – «наследии северной столицы», которые можно приобрести на Удельной, по приезду испытала некоторое разочарование…  Никаких, особо интересных,  вещиц не попадалось и удалось купить разве что несколько фотографий, чтобы совсем уж не уходить с пустыми руками.

В какой-то момент, я подошла к прилавку, на котором мужичек, разложил стопки старых открыток и немного  фотографий. Сразу обратила внимание, что на одной из  фотографий изображен священник. Порядком уже подустав от  Удельной, лениво перебирала фотографии и продавец предложил мне взять их оптом.

Заинтересовало, что это явно были фотографии одной семьи. Посмотрела обороты фотографий – ни одной надписи по  которой можно было бы как-то идентифицировать людей на снимках. И тут продавец вытащил их этой стопки фотографию – явный переснимок (все прочие фото были «оригинальными»). Переснимок изображал какую-то грамоту.

- Вот здесь о них, - сказал продавец, - по этому все поймете, кто они и что.

Я уже торопилась и, соблазнившись, «оптовым» предложением и какой-то связью между фотографиями, взяла все фото и переснимок «грамоты», даже не читая надписи на ней.

Уже в Москве рассмотрела грамоту. Это оказалась наградная грамота выданная в 1964 году Патриархом Алексием Архиерейскому хору храма Апостола Филлипа в Новгороде «В благодарность за усердные труды во славу Святой Церкви».
Возможно грамота была в виде переснимка потому, что оригинал  её оставался в самом храме.




Таким образом, появилась привязка к храму по которому искать «следы» семьи священников на фотографии. Да! Архив содержал фотографии двух священнослужителей –  пожилого и молодого.

Самостоятельные поиски успехом не увенчались и я решилась обратиться с запросом непосредственно в Новогородский храм Апостола Филиппа.
С благоcловления настоятеля храма (как было  написано  в ответном письме), моим вопросом занялись и я выслала несколько фотографий из  архива.
В храме нашлась пожилая прихожанка, которая указала, что пожилой священник на фотографиях – протоиерей Александр Иванович Ильин, а молодой – его зять, но имени,  к сожалению, она не помнит.

Храм как раз готовится издавать публикацию о своей истории и надеюсь, что  фотографии окажутся им полезными.  Переслала им сканы. Они вроде хотят еще поискать  среди своих прихожан людей, знавших семью Александра Ильина.  Может и со мной поделятся какой-то информацией.

А пока я  продолжила поиски в интернете сама. Нашла, в числе прочего рассказы об Александре Ильине, записанные некой Мариной Кирилловой, которая в 90-х годах изучала биографию Ильина в Новгороде общаясь, со знавшими его людьми.

Невольно,  подумала о том, что  ведь  только вернулась из Валдая, это  всего пара часов на автобусе до Новгорода. И советовали ж мне люди непременно съездить в Новгород – посмотреть достопримечательности, да по причине ограниченности времени я так и не решилась. Теперь жалею…  Могла бы хотя бы храм Апостола Филиппа посмотреть…
Так что пока остается мне довольствоваться  сторонними ресурсами из которых  узнала я об Александре Ильине нижеследующее. Если появится какая-то  еще информация – буду сюда добавлять.

Биографическая справка:

Ильин Александр Иванович

Родился 22 августа 1895 года в селе Гленки Новоторжского  уезда Тверской губернии.

В 1915 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную  Семинарию, а спустя год, там же Духовную  Академию.

С 1916 по 1918 год служил в царской армии, а с 1918 по 1922 -  уже в Красной армии.

27 февраля 1922 года был  рукоположен в диаконы (епископом Алексием (Симанский)). Служил в Петроградском храме во имя иконы "Всех Скорбящих Радосте".  18 октября того же года рукоположен  в иерея (епископом Феофилом (Богоявленским)).

С 1922 по  1936 год служил в г. Торжке в церкви пророка Ильи (по некоторым данным был настоятелем Пятницкой церкви).

В 1936 году был репрессирован и приговорен к лагерям:  Калинин, Карагандинский ИТЛ, Томско-Алинский ИТЛ, Коми, Севжелдорлаг (?).

В 1942г. был освобожден без права выезда. С 1942–1944гг. работал бухгалтером
в Севжелдорлаге. В 1944г. по болезни получил разрешение выехать в г.Аркадак.

С 1946 по 1949 год служил священником, а затем и настоятелем Вознесенской церкви в Аркадаке.

С 1949 по 1954 год – настоятелем в Казанской церкви г. Луга Ленинградской области. Сразу после назначения, о. Александр Ильин осуществил  наружный и внутренний ремонт собора. Во время реставрационных работ ему помогал И.Е.Комаров, единогласно избранный общиной старостой храма. Прослуживший в соборе пять лет, замечательный пастырь не только духовно окормлял свою паству, но и сумел благоукрасить собор: им были сооружены новые богослужебные сосуды для храма. Великим постом, в апреле 1950г. были приобретены серебряные вызолоченные потир (чаша), дискос, звездица, лжица, старые же — серебряные и медные он пожертвовал в храм Воскресения Христова в с.Петрова Горка (Голубково). В конце 1950г. о.Александр по собственному проекту перестраивает иконостас, расширив его и увеличив в высоту (был надстроен второй ярус иконостаса — праздничный ряд). Под храмом по инициативе батюшки устраивается комната для псаломщика, приобретается еще половина дома на Тверской улице для проживания священников. Батюшка помогает в ремонте и благоустройстве бедных и нуждающихся приходов близ Луги.

С 1954 по 1962 год служил настоятелем в Новогородском Никольском храме.

В 1957 году закончил заочно Академию, защитил магистерскую работу на тему "Причащение Святых Таин в жизни православного христианина".

После закрытия Соборного Никольского храма во время хрущевских гонений стал настоятелем церкви ап. Филиппа и находился в этой должности до 1966 года.  С 1966г. "формально" по состоянию здоровья ушел за штат.

С 1966 по 1971 год проживал в Ленинградской области, пос. Сиверский
Жил у дочери (жены священника (вероятно, того самого молодого священника с фотографии – M). Служил дома литургию почти каждый день. Его регулярно посещали многочисленные духовные дети из Москвы, Ленинграда, Новгорода, Торжка и других мест.

Скончался 14 января 1971 года.  Опевание о. Илии совершил архиепископ Мелитон с сонмом духовенства.

Публикации:

  1. Отец Анатолий Малинин. Протоиерей Александр Ильин// София: (Новгородская Епархиальная газета), 1994.

  2. Прот. А. Ильин. Ответы духовным детям о познании Бога. Рукопись.

  3. Попов И.В. Лужские храмы// Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып.19. СПб., [1998]. С.75.


Родители Александра Ивановича Ильина происходили из бывших крепостных крестьян. Из записей, оставленных Ильиным, следует, что родители имели на него большое влияние, большое влияние, особенно отец, который, обучившись токарному делу, работал в Петербурге. В Петербург отец забирает Александра для прохождения учебы.

В 1917 г., Александр возвращается в родное село Гленки Новоторжского уезда и женится на деревенской учительнице Александре Васильевне Пономаревой.

До 1922 года Александр служит в красной армии связистом.

В 1921–1922 гг. его служба проходила в Петрограде, где он был рукоположен в диаконы преосвященным Алексием, епископом Ямбургским (будущим Патриархом). По освобождении из армии он возвращается на родину, к жене. Там его рукополагает епископ Феофил Новоторжский, викарий Тверской епархии, во священники и направляет служить в Пятницкую церковь в Торжке, где о. Александр служит до 1936 г. В этом же году он был арестован и пробыл в лагерях (Карагандинском, Томском, Асинском, Севжелдорлаге) до 1942 г.
Амнистирован в 1953 г., а до 1946 г. был в ссылке, которую с ним разделила его матушка. В 1942–1944 гг. работал бухгалтером в Севжелдорлаге, в 1944–1946 гг. — экономистом в горторге в рабочем поселке Аркадак (Саратовская область), с 1946 по 1949 г. — настоятель Вознесенской церкви в Аркадаке. В «Воспоминаниях» о. Александр пишет, что по приезде в Аркадак были затруднения с питанием. Собирали и ели траву. Матушка заболела брюшным тифом, еле осталась жива.

В 1948 г. о. Александр выбирается в Москву и Ленинград, встречается со старыми друзьями, по благословению митрополита Григория становится заочником в Ленинградской духовной академии.

В 1949 г. о Александр был переведен в Ленинградскую епархию, в Казанский собор города Луга. В своих "Воспоминаниях" о. А. называет период 1945-1954 годов "сравнительно спокойным". Он покупает для поездок машину, много ездит по епархии. В 1954 г. еп. Григорий переводит его в Новгород настоятелем Никольского собора и  благочинным.
По свидетельству его духовных чад, о. Александр никогда не говорил о годах, проведенных в тюрьме. Но в «Воспоминаниях» он пишет об этом периоде достаточно: «С августа 1936 г. в нашей жизни умножаются беды, которые самой большой тяжестью легли на мою матушку… Отчасти я их предчувствовал, но не принимал человеческих мер, все оставляя на волю Господа. Это жертва на алтарь св. Церкви, я взирал на волю Господа и вечное воздаяние, имел опорой Промысел Божий… В 1936 г., 27 августа, я был арестован вместе с епископом Агапитом Новоторжским и многими другими, направлен в лагерь на 5 лет. Матушка осталась с тремя детьми».

В 1954 г. митрополит Григорий переводит о. Александра в Новгород настоятелем Никольского собора и благочинным. В 1957 г. Новгородская епархия была отделена от Ленинградской, и епископом Новгородским стал владыка Сергий, а о. Александр сдал дела благочиния и был назначен секретарем епископа Сергия.

В 1958 г. умирает матушка Александра Васильевна.
В эти тяжелые дни о. Александр заканчивает духовную академию, ездит в Ленинград, сдавать последние экзамены, дописывает кандидатское сочинение.

В 1962 г. власть закрывает Никольский собор («по просьбе трудящихся»), и о. Александр становится настоятелем Филипповской церкви.

1 декабря 1966 г. уходит за штат.

Марина Кириллова, в воспоминаниях об о. Александре пишет:
«Когда я читала книгу о. Александра о познании Бога «Ответы духовным детям» (всего 20 машинописных страниц), меня покорило не только ее содержание, но и форма, и стиль. Эта маленькая книга написана современным священником для современных, конкретных чад, а не для абстрактных аскетов. Так же восхищает и покоряет формулистичность, законченность фраз — ни одного лишнего слова, стиль четок и легок, все прозрачно и просто.  По названиям разделов книжка обычнейшая: "О познании Бога", "О вере", "О молитве", "О посте", "О смирении", "О любви", "О гордости"—и хочется сказать: "и так далее". Но эта маленькая книга написана современным священником к современным, конкретным чадам, а не к абстрактным аскетам. Ни одного лишнего слова, стиль легок и четок, никакого "плетения словес"—все прозрачно и просто. Вот небольшая подборка, по предложению из каждой главы:

"Мир—это капля воды, в которой отражается Солнце—Господь, неизмеримое его величие".

"Вера—это внутренний глаз. И этот способ познания приводит человека в состояние равновесия, т.к. он видит этим глазом руку Б., которой Господь управляет всем миром и человеком."

"Добродетель, в которой нарушена мера—от  дьявола".

"Смирение—свобода".

"У смиренного человека слово приобретает творческую силу".

"Церковь будущего состоит из любви".

"Мучения ада—это мучения отвергнутой любви".

"Две основные черты современной жизни: гордость и ложь".

"Обиды есть очищение, которым Господь хочет нас очистить".

"Трапеза любви выше поста".

"Духовный путь общения основан только на доверии".

"У мудрого язык в сердце".

"Хлеб без навоза не растет. Надо так построить свою жизнь, чтобы все шло на пользу".

"Воображение—область дьявольская. Воображению надо дать направление. Направить его на изучение природы, жизни животных и т.д."

"Человек как почка: если попробуешь ее развернуть раньше времени, то погубишь, а придет время, она раскроется".

"В христианстве особые свойства личности не уничтожаются, а только очищаются, им дается направление".

"Когда разрушатся все идеи и люди зайдут в тупик, произойдут бедствия, -- тогда сплотится человечество и в этот-то момент и явится Антихрист. ... Антихрист—не дьявол, а носитель зла, прикрытого добром, превосходнейший из людей".

"Современные достижения сами по себе не могут нас погубить, если мы будем знать, что начало и конец в Боге. Открытия совершает разум человеческий, данный Богом".

«Наша задача — скрыть свой духовный мир, насколько возможно».  (курсив М.)

Воспоминания» о. Александра Ильина содержат также всего 20 страниц машинописного текста. Подробно — ранние биографические сведения, подробно (около 5 страниц) — описание болезни и смерти матушки, остальное — очень интимное, то, что тщательно скрывал: явления, откровения, духовные сны и чудеса, бывшие ему, его близким и прихожанам. И все это собрано не отлетным мистиком, а священником трезвейшего взгляда. То есть о. Александр сам являлся образцом того, что говорил в своих «Ответах», — его мистическая жизнь была совершенно сокрыта.

Многие духовники старательно воспитывают своих чад, авторитарно навязывают им свои взгляды, вкусы и представления от самых интимных моментов личной жизни до вопросов культуры и политики, практика духовного руководства о. Александра производит очень ненавязчивое впечатление. Была же фраза, сказанная, впрочем, очень доброжелательным собеседником: «Он ими (чадами) не занимался». И здесь хочется отметить два аспекта.

Если помнить о времени, в которое выпало служение о. Александру, то само слово «заниматься» не звучит. В хрущевские времена и сама проповедь была ограничена. Библия и молитвословы были величайшими достояниями. Личные черты характера о. Александра не располагали его к учительству. Мистик и аскет, культурный, глубокий, внутренне тихий, иконописец, художник, писатель — о. Александр совсем не «тянет» на грозного духовника с жреческой психологией, держащего чад на коротком поводке и все время одергивающего. Судя по «Ответам» и «Воспоминаниям», о. Александр глубоко верил не только в Бога, но и в человека, в Божественное в человеке, в свободный выбор этого Божественного человеком. Его личный опыт любви и свободы подсказывал, что ученик Христа «трости не переломит», что у него как духовника есть слово проповеди, молитва и любовь. И доверие к человеку. Насильно человека добрым, православным, верующим не сделаешь. Господь тут, рядом, надо только открыть дверь. Но Он в нее не ломится, Он тихо стучит.

При составлении текста использована информация из следующих источников:

Журнал "Православная община"

Марина Кириллова «ОТЕЦ АЛЕКСАНДР ИЛЬИН: "СМИРЕНИЕ ЕСТЬ СВОБОДА"

Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса .






































...

  • 1
Добрый день! Удивительно, как к вам попали эти фотографии. Молодой священник - мой духовный отец, зять отца Александра, протоиерей Евгений, ныне покойный. Очень почитаемый и любимый батюшка, последние годы служил в Красном селе. На нескольких фотографиях его дочка - Катя, которая жила с ним и была регентом церковного хора, с которой мы дружим. Все родные и очень дорогие лица.

Добрый день. Фотографии обычно не воруют. Как правило к продавцам попадают от перекупщиков выброшенные архивы или оставленные за ненадобностью в старых домах, дачах и т.п.
Подпись на одном из фото "с папой", косвенно указывает на то, что эти фотографии принадлежали кому-то из детей священника.

Вы можете связаться с храмом, в котором собирают историю о семье старшего священника, может что-то подскажите им... Тем более, если жива его внучка, возможно ей будет приятно поделиться воспоминаниями о деде.

sv.ap.filipp@yandex.ru

Я знал Марину Кириллову. Она иконописцем была. Оказывается умерла уже. Вот в сети нашел о ней упоминание http://alexandrtrofimov.ru/?p=10729 .

Спасибо за ссылку! Мир тесен.. Интересно как вот такие фотки попадают на блошинки. Вроде семья у них достаточно большая, чтобы позаботиться о своих архивах...

  • 1