?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Громовское старообрядческое кладбище Санкт - Петербурга
madi_ha
Посещение этого кладбища обернулась своего рода неожиданным квестом.  Это была моя первая поездка в Санкт-Петербург и на Громовское я отправилась, буквально через час, после приезда в этот прекрасный город.
Несмотря на то, что маршрут до кладбища был уточнен еще в Москве, в реальности все оказалось гораздо интереснее.
Кладбище расположено в Московском районе Санкт-Петербурга, между линиями Балтийской и Варшавской железных дорог. При предварительном изучении карт местности, меня успокоила относительная близость (так казалось по картам) Московского проспекта. Проспект – улица центральная, а значит, не заблудИться!
Руководствуясь некоторыми нюансами, такси было заказано не прямо до кладбища, а лишь до некоторой промежуточной точки, с расчетом без труда проделать оставшийся путь пешком. И вот здесь я сильно ошиблась.  «Промежуточная точка» оказалась расположенной среди каких-то пустырей и промзон. Картину гармонично довершали питерские свинцовые тучи и начавшийся ливень с ветром.
Ввиду спешных сборов у меня не было возможности подготовить камеру под съемку под дождем, так что снимать все 2 часа пришлось под единственным прикрытием дождевика.  Более действенными, вероятно, были мои почти «шаманские уговаривания» камеры «держаться» и позволить мне завершить съемку.  
Началось приключение с того, что таксист, пожелав мне удачи, уехал, а я отправилась на поиски кладбища.



Официальный же адрес кладбища вообще не совпадает с его фактическим местонахождением. Так в одном из источников, позднее, я прочитала: «….интересно, что Громовское имеет адрес: Ялтинская ул., 3, которая не проходит в непосредственной близости от кладбища, а отстоит от него достаточно далеко.»
В окрестностях мне повстречался вот такой внушительный остов какого-то старого строения.

Плутала я долго. Лишь по возвращению в Москву, нашла следующую информацию: из общественного транспорта до Громовского кладбища следует только один автобусный коммерческий маршрут. Чтобы добраться до кладбища пешком, надо проделать немалый путь: либо от Балтийского вокзала по Митрофаньевскому шоссе, либо по Старообрядческой улице от Московских ворот.
«По-видимому, Громовское обречено окончательно и бесславно погибнуть - формально под натиском окружающих предприятий, фактически - от людского равнодушия и жестокости. Сегодня некрополь уже утратил все связи с городом, историческим фрагментом которого он является».
Постепенно дорога все же привела меня к кладбищу.



На небольшой улице, я увидела старые заколоченные ворота.  Сверилась с картой.  Названия реальной улицы и улицы, указанной на карте, не совпадали. Что за мистика?  Опять же гораздо позднее, я узнала, что именно эта часть (!) улицы была переименована. Ранее вся улица называлась Ташкентской, но впоследствии, участок между Варшавской и Балтийской железнодорожными линиями стал именоваться «Старообрядческой улицей».  Учитывая, что район этот совершенно не туристический, издатели путеводителя, вероятно, просто не стали заморачиваться, внося корректировки по переименованию части улицы, находящейся в окружении складов на окраине города.
Итак, каменные трехарочные ворота в «русском стиле» на Старообрядческой улице, оказались старыми кладбищенскими воротами, которые вели когда-то к, не сохранившемуся до наших дней, пятиглавому храму. Сейчас ворота заколочены и встроены в забор какого-то, соседствующего с кладбищем, склада.

Сам вход находится от ворот правее.



Кладбище приобрело свое название от фамилий основателей: купцов- миллионщиков братьев Громовых (Сергея и Федула).
Громовы, были  выходцами из старообрядческого села Гуслицы под Москвой. В Петербурге им принадлежала Громовская лесная биржа - огромные торговые склады близ Смольного. Другая биржа Громовых находилась на левом берегу Фонтанки, напротив Апраксина двора. Официальным главой петербургского поповства считался попечитель королевской моленной Сергей Громов, жену которого, Елену Ивановну, старообрядцы называли "госпожой Дому Израилеву, истинной рабой Христовой". Но фактическим лидером общины был младший брат, более осторожный Федул Громов, меценат и коллекционер, владелец лучшей в Петербурге оранжереи на Аптекарском острове.
Старообрядческое население Петербурга состояло в то время в основном из купцов, приказчиков и казаков из императорского личного конвоя: донцов, линейцев, уральцев. Большая часть старообрядцев С.-Петербурга была впоследствии похоронена на Громовском кладбище.
В те времена, непростые для старообрядцев в виду гонений на их веру, Громовы обращаются к властям с ходатайством о выделении старообрядческой общине участка земли для обустройства кладбища и храма.
Ходатайство рассматривал чиновник особых поручений при Министерстве внутренних дел Липранди, известный гонитель раскола. Как ни странно, в этом случае он поддержал староверов и советовал своему ведомству отнестись к просьбе поповцев с «гуманностью и терпимостью».
В 1835г. городские власти официально отвели участок земли для кладбища, получившего название по фамилии основателей – Громовское.
В первой половине 1840- х годов на территории кладбища было  выстроено деревянное здание Успенской церкви.  До 1913 г. эта церковь была главным храмом Громовского старообрядческого кладбища.  
Вскоре на территории кладбища появился деревянный дом со службами, в 1867 г. архитектор К.К. Циглер построил еще один. В них помещались квартиры священников, главным образом выходцев из села Гуслицы, певчих, мужская и женская богадельня, общая столовая, пекарня, свечной цех, панихидная и даже гостиница для приезжих. В 1862 г. площадь некрополя была расширена. Улица, отделявшая Громовское кладбище от разросшейся территории соседнего Митрофаньевского православного кладбища, получила название Старообрядческой (в советское время носила название «Ташкентская»).
В 1912 г. по проекту Н.Г. Мартьянова, архитектора-старообрядца из Москвы, на кладбище началось возведение выдержанного в суздальском стиле каменного двухэтажного пятиглавого Покровского храма на 2 000 (!) человек. Строительство храма было завершено в 1913 году.
Громовское старообрядческое кладбище было официальной резиденцией старообрядческих епископов Петроградских и Тверских.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Громовском старообрядческом кладбище. Фото 1915 г.
Источник: http://www.rescuearcheo.ru/progects_2014_pages/Novoiz_3.htm

Ни один из храмов до наших дней не сохранился. Об их печальной участи будет рассказано ниже.

Первое, что теперь обращает на себя внимание на данном кладбище -  его необычный ландшафт с какими-то «оврагами», через которые перекинуты мостики.





Оказывается, это каналы. В центре кладбища находится пруд, вырытый в 1909 году.

В этом пруду, ежегодно, 1 августа (первый день Успенского поста), проходило водосвятие. От пруда отходили каналы. Теперь, к сожалению, они представляют собой канавы, частично засыпанные мусором, а кое где и фрагментами надгробий.
Один из берегов бывшего канала отделан путиловским камнем и образует длинную террасу, на которую перекинуты несколько каменных мостиков.




Это самая старая часть кладбища, разделенная рядом параллельных дорожек на небольшие участки и сохранившая несколько десятков старых памятников - от саркофагов первой половины ХIХ в. до обелисков начала нынешнего. Судя по всему, эта часть некрополя, не утратившая следов прежней богатства и ухоженности, некогда была очень живописна.





Громовское кладбище являлось центром Белокринницких старообрядцев (поповцы Белокриницкого согласия).
До возникновения кладбища, центром Петербургской поповщины в продолжение тридцати трех лет (1811-1844) оставалась моленная в доме купца 1-й гильдии В. Ф. Королева на Ивановской улице. Эта была богатая домовая церковь с иконами ХVI в. и старинной утварью. В николаевское время во главе общины стояли Громовы, Сапожниковы, Дрябины, Харитоновы, Злобины. Многие члены этих богатых купеческих фамилий были похоронены впоследствии на Громовском кладбище, но их могилы до наших дней не сохранились.
Однако сохранились надгробия других купеческих старообрядческих фамилий. На многих из них, увы, уже не различить имен.



























Два металлических креста в человеческий рост. Могила, предположительно, семьи Панфиловых.
















Во второй половине ХIХ в. Громовское кладбище утратило могущественных покровителей. Дети Громовых приняли православие, многомиллионное состояние Громовых перешло к городскому голове Ратькову-Рожнову. Память о Громовых сохранялась лишь на кладбище, носившем их имя. Вот что пишет журналист «Петербургского листка» Н. Н. Животов: «На кладбище центральное место занято склепом Громовых; над могилами Федула и тестя его стоят красивые памятники. Теперь этот фамильный склеп заброшен и неугасимые лампады потушены. Благодарные единоверцы вырезали над могилой своего первого попечителя Федула Громова следующую надпись: «Не блеск образования и званий, а здоровый ум и дальновидность руководствовали его в обширных делах, при уповании на Бога! Он начал с ничего и неусыпно трудясь приобрел звания и состояние, и во всю жизнь наслаждался любовью всех окружающих, счастьем и постоянным здоровьем! Муж благодетельный, добрый гражданин и примерный семьянин!»
В настоящее время, самой красивой постройкой на кладбище является склеп в стиле модерн. Для кого он построен – не известно. Склеп практически разрушен, но и в таком состоянии впечатляет роспись на его стенах и фрагменты облицовки.



















Фрагмент еще одного склепа -  семейного погребения Смирновых.

После революции 1917 года кладбище с храмами перешло к общине протопопа Аввакума.
Наличие старого церковного кладбища, да еще с двумя храмами, раздражало советские власти. Пытаясь спасти центр своей веры, в 1930 году сами прихожане разобрали старую деревянную Успенскую церковь, рассчитывая, что оставшуюся Покровскую будет легче отстоять. В 1922 году Покровская церковь была взята под охрану обществом «Старый Петербург». Однако все усилия оказались напрасными.
В 1932 году, в Великий пост, на «Марьино стояние», поздно вечером, одновременно, НКВД были проведены аресты всех активных прихожан (самому младшему было 12 лет) всего около 160 человек. В том числе был арестован и настоятель храма -  владыка Геронтий (Лакомкин). Большинство из них получили по 10 лет за «контрреволюцию». Храм был взорван.
С 1939 года захоронения были запрещены, а само кладбище разорено. Часть погоста была совершенно уничтожена, попав под строительство железнодорожной ветки и многочисленных путевЫх складов.
Вот как описывает Громовское кладбище справочник –путеводитель «Исторические кладбища Петербурга» (СПб, 1993): «… До наших дней на кладбище уцелело немного старых памятников и могил, несколько полуразрушенных надгробий, руины надмогильных часовен, два больших чугунных креста. Но даже в опустошённом и заброшенном виде Громовское кладбище остаётся важнейшим материальным свидетельством целого пласта жизни старого Петербурга…»
Учитывая годы существования кладбища - 1835-1939, на нем до настоящего времени сохраняются некоторые могилы 19 века (в них захоронены представители купеческих родов), а также могилы 30-х годов.





























Рассказывая о Громовском кладбище, нельзя не упомянуть о полностью разрушенном в начале 20 века Митрофаниевском кладбище. Оба эти погоста были столь тесно связаны, что в некоторых источниках Громовское кладбище упоминается как сохранившаяся часть Митрофаниевского. 
Митрофаниевское кладбище было основано в 1831 году как холерное кладбище близ деревни Тенттелевка . При этом оно подчинялось не церкви, а городской полиции. Площадь кладбища составляла 20 гектаров.  Отпеваний и панихид при погребении, как правило, не совершалось. Изначально кладбище называлось Тентелевским, а после постройки в 1835 церкви во имя Святого Митрофана Воронежского стало называться Митрофаниевским.
Впоследствии кладбище многократно расширяло свои границы.  К началу 20 века кладбище стало одним из самых больших в городе. Митрофаниевское кладбище не считалось богатым и престижным. В основном на нём хоронили людей низкого и среднего достатка. Богатые захоронения концентрировались около Митрофаниевской церкви. Тем не менее, в списках, похороненных значилось много знаменитых горожан. На территории этого кладбища когда-то стояло 3 величественных храма.
В 1927 году было принято решение о немедленном закрытии кладбища.  В 1930 - х годах несколько значимых могил были перенесены в Некрополь мастеров искусств и на Литературные мостки. В годы блокады на кладбище вновь стали производиться захоронения, но после окончания войны разгром некрополя был продолжен. Фактически в 1950 году кладбище было полностью уничтожено.
При подготовке данного обзора, не удалось найти фотографий Митрофаниевского кладбища. Но по надгробиям кладбища Громовского, можно попробовать представить, как выглядели захоронения утраченного погоста.





























































В наше время встал сложный вопрос о попытках сохранения и восстановления исторических сведений об утраченном Митрофаниевском кладбище, а также об использовании земель, на которых располагались захоронения и до настоящего времени сохраняются фундаменты храма. Позиция городских властей не утешительна: «Все вопросы к советской власти, к годам 20-30. Какой-либо информации в Роспотребнадзоре по наличию этого кладбища нет. Есть какие-то исторические данные». В комитете по градостроительству повторяют: «Официально кладбища нет. Все, что есть – история». Но, несмотря на это, для перезахоронений и часовни предусмотрено два квартала. Один из них планировалось присоединить к Громовскому некрополю. О блокадных захоронениях, находившихся на данной территории информации мало, а такие захоронения по словам очевидцев блокады, были в большом количестве.
В 1960 –х годах горсоветом г. Ленинграда было принято решение о сносе, в след за Митрофаниевским и Громовского кладбища. До сих пор остается загадкой, что помешало осуществлению этого решения. 
3 апреля 2008 года вышло Постановление Правительства Санкт –Петербурга № 377 «Об утверждении перечней кладбищ Санкт-Петербурга, на которых предоставляются участки земли для погребения». Из этого постановления следует, что на Громовском кладбище предоставляется «возможность погребения на свободных участках земли, в могилы ранее умерших близких родственников либо ранее умершего супруга, погребения на воинских участках умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны, лиц, уволенных с военной службы, если это не противоречит волеизъявлению указанных лиц или пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников».

С 2009 года после проведения работ по благоустройству территории погост вновь стал действующим. Была восстановлена центральная дорога, укреплено ограждение, подготовлены новые участки. Летом 2009 года на Громовском старообрядческом появился благоустроенный участок для погребения после кремации.
Но для устройства урнового участка была «расчищена», а фактически освобождена от более ранних надгробий обширная территория, что сопровождалось сносом крестов, раковин, обелисков, оград. Таким образом, Громовское кладбище утратило еще несколько «страниц» своей истории.
Вот эти надгробия тоже вполне могли попасть в «зону обновления».





























Вместе с тем, на основании обращения Покровской старообрядческой общины Петербурга, Протоколом № 1 от 15.03.2012 г. заседания Топонимической комиссии г. Санкт- Петербурга принято решение о возвращении Громовскому кладбищу его исторического названия «Громовское старообрядческое кладбище».
Санкт-Петербургский Митрофаниевский союз считает, что Громовское кладбище должно вновь стать конфессиональным, то есть старообрядческим, и должно быть передано в ведение Громовской и Лиговской общинам. Кроме того, необходимо взять наиболее ценные исторические надгробия кладбища на государственный учёт и отреставрировать их. Общины могут отремонтировать частично сохранившийся склеп семьи Смирновых и освятить там временную церковь или часовню. В ночное и дневное время на кладбище должна присутствовать охрана, которая должна следить за территорией этого некрополя, который нередко подвергается нападениями вандалов. Митрофаниевский союз будет поддерживать старообрядческие общины в требовании перевода кладбища в конфессиональное подчинение Старообрядческой церкви.

Меж тем, на август 2015 года, старые захоронения находятся по-прежнему в плачевном состоянии. И, насколько может судить попавший сюда исследователь, в надлежащем виде поддерживаются только два небольших новых участка кладбища, расположенных на задней части кладбища, у самого забора, а также новый участок у пруда.



Стоит признать, что бОльшая часть надгробий, датируемых в основном 30- ми годами 20 века, не представляют собой исторической и эстетической ценности. В связи с этим, велика вероятность, что если будут запланированы и осуществлены широкомасштабные реконструкционные работы на данном кладбище, да еще и с приданием ему официального статуса одного из старейших питерских кладбищ, да с возможностью подзахоронений, то могилы первой трети двадцатого века просто исчезнут. А, следовательно, облик кладбища будет очередной раз искажен.

Однако пока, похоже, все остается без изменений.  Волна восстановления Громовского кладбища, поднявшаяся в 2008 году, похоже спала к году 2013. По крайней мере, за последний год в информационных источниках отсутствуют какие –либо сведения о продвижении реставрационно- восстановительных работ на Громовском погосте.



31 июля 2015 г.

  • 1
Прекрасный материал! Спасибо! Грустно конечно, да и тошно от нашего вечного наплевательство даже на собственные могилы

Громовское старообрядческое кладбище Санкт - Петербур

Пользователь mu_pankratov сослался на вашу запись в своей записи «Громовское старообрядческое кладбище Санкт - Петербурга» в контексте: [...] : Громовское старообрядческое кладбище Санкт - Петербурга [...]

Благодарствую за репортаж.
Токмо не уловил смысл фразы- +++Благодарные лжепоповцы вырезали...+++
Что значит- лжепоповцы?

Я сама не уловила. Но именно так было указано в первоисточнике по описанию захоронения Громовых. В другом источнике (не связанном с данной темой) встречалась фраза "«В последнее время новоучительные лжепоповцы...». Сочинение безпоповца против учения единоверцев"

Думаю, что по логике, безпоповцы могли так называть единоверцев, которые не отрицали поповства в своих рядах, но безпоповцы считали такое священство ложным.

Дык, кладбище то наше- "австрийское"! Единоверцы для нас просто- никонияне. Но иерархию то мы их признаем, так как от них попов переманивали.
А для безпопвцев, любые попы- ряженные. Какая то путаница в терминах?

Я вот сама об этом сейчас думаю...
Как знать, кто составлял описание для первоисточника... Может он сам слабо в вопросе разбирался и, действительно, допустил путаницу в терминах.
Я не сильна в данных конфессионных тонкостях, поэтому оставила как было, опасаясь редактировать в меру своего понимания.

Edited at 2015-08-20 09:04 pm (UTC)

Заменила на "благодарных единоверцев". Благодарю, что обратили внимание.

Громовское старообрядческое кладбище Санкт - Петербур

Пользователь yuri_loskutov сослался на вашу запись в своей записи «Громовское старообрядческое кладбище Санкт - Петербурга» в контексте: [...] : Громовское старообрядческое кладбище Санкт - Петербурга [...]

Громовское старообрядческое кладбище Санкт - Петербур

Пользователь belovetc сослался на вашу запись в своей записи «Громовское старообрядческое кладбище Санкт - Петербурга» в контексте: [...] : Громовское старообрядческое кладбище Санкт - Петербурга [...]

  • 1