?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Продолжение следует?
madi_ha
В марте 2011 года я, совершенно случайно, купила большой мешок старых фотографий. Оптом и не глядя. На встречу приехал приятный мужчина, который узнав, что я интересуюсь старыми фотографиями, отдал мне их и денег не взял. Он тоже оказался коллекционером. Его интересовали фото со старыми машинами. И он так же покупал у оптовиков  мешки фотографий, "вылавливал", то, что  ему было нужно, а остальное снова пускал  в оборот.

Разобрав дома фотографии, я выдилила одну красивую романтическую историю.

История обрывалась на фото 41 года. И я не могла ответить на вопросы, что было дальше с этой парой. Оставалось только надеяться, что  у них  все в конце концов закончилось хорошо.

По мистическому какому-то совпадению, спустя 2 года ( в  2013) я нахожу  в интернете , в продаже, еще несколько фотографий этой пары. И в огромном (около 1 700) ассортименте выставленных на продажу фотографий у этого продавца нахожу еще 2, на которых запечатлена  семья из трех  человек: муж, жена и малыш. На обоих фото только одна надпись:  1950. Изображенная пара очень похожа на Виктора и Асю, 10 лет спустя (после последнего фото 1941 года).

Я покупаю эти фото и прошу продавца найти мне еще снимки из архива этой семьи, но он рад бы да бессилен. Между тем, говорит, что встречал "эту девушку в белом воротничке" на отдельных снимках у разных перекупщиков и по его мнению , все эти фото являются частью большого собрания фоток, который продавал  в свое время некий крупный "оптовик" Н. (имя которого мне совершенно ничего не сказало).

В первом комплекте фотографий меня заинтересовало место "Бирлюки". На фотках оно представленно, как некий рай на земле, при чем, герои истории посещают его  и осенью, и зимой, и летом. А надпись на одной из фото " В память о нашем лете в Бирлюках", говорит скорее о том, что пара не проживала в тех краях постоянно.

" Дорогому другу , своей маленькой на долгую память  о незабываемых днях нашей жизни. Эта память о Бирлюках, и моей к тебе любви, пусть будет вечной.13.07.39г. Виктор."



Интересной деталью, является то, что на одной "Бирлюковской" фотографии празднования нового года, в кадр попадает  край кровати, затстеленной "казенным" одеялом, что наводит на мысли о какой-то здравнице или доме отдыха.

На тот момент мне не удавалось найти интересного материала по  Бирлюкам, кроме того, что это место в подмосковье и ранее там находился монастырь. Идея посетить таинственные Бирлюки, оседает в моей голове и я ищу и не нахожу компанию с кем туда поехать.

Спустя еще 2 года ( в июне 2015) я натыкаюсь на объявление о  краеведческой поездке в Бирлюки и конечно не упускаю такой возможности.

Не буду вдаваться в исторический экскурс, лишь скажу, что в настоящее время территория Николо-Бирлюковской пустыни поделена на две части высоким бетонным забором. И мы , в своей поездке, посетили часть, возвращенную  церкви, а Ася и Виктор в 40-е годы пребывали, судя по  всему, во второй - ныне совершенно закрытой  для посещений части монастыря (почему закрытой- я расскажу дальше) и там, в те годы, находился санаторий для туберкулезных больных. Почему  молодые отдыхают в таком месте парой и больными никак не выглдят - загадка. Но краевед  сказал, что никакое другое место в округе "Бирлюки" называться не могло. Это только больничная территория монастыря (в 40-е годы -  бывшего монастыря).

Старое фото с сайта монастыря. Вероятно с левой стороны те самые лечебно-санаторные крпуса.





Источник схемы.

Монастырь был упразднён 29 июня 1920 года. Большинство строений бывшей обители были переданы Дому инвалидов; братии некоторое время принадлежали лишь Всехсвятский храм с кельями. Храм Христа Спасителя был превращён в приходской. В феврале 1921 года запрещены крестные ходы с чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудой». 5 апреля 1922 года в пустыни началось из изъятие ценностей; из монастыря экспроприированы все серебряные оклады, серебряные напрестольные кресты, оклады богослужебных книг. В 1923 году пустынь возглавил её последний настоятель — игумен Ксенофон. 2 февраля 1930 года в стенах монастыря состоялась последняя Божественная Литургия.
В 30-х годах в келейных корпусах размещались дом инвалидов войны и труда, затем — санаторий для туберкулезных больных (Подчеркивание мое- Л.), с 1941 года — госпиталь на 100 мест, с 1945 года — дом инвалидов, с 1961 года — больница № 12, с 1972 года — Московская городская больница № 16 для больных туберкулезом и психическими заболеваниями. Монастырское кладбище были полностью уничтожено.

Осенью 1992 года при монастырском храме Христа Спасителя была зарегистрирована община.
Зимой 2006 года на заседании Священного  Синода приход храма Христа Спасителя официально преобразован в мужской Николо-Берлюковский монастырь.

Интересна история рассказанная краеведом о том, что (вероятно на основании терреториальных претензий со стороны монастыря) монастырь был  активно нелюбим главврачом соседствующей с монастырем больницы. Вплоть до того, что  когда в 1993 году со 150 метровой колокольни упал крест, главврач порывалась сдать его  в металолом.

Далее мои фото Бирлюковской обители и еще немного рассказов.




















































История этого скита  связана с жизнью и трудами схимонаха Берлюковской пустыни Макария. В частности, своими руками он копал пещеры. Ископал колодец и келии.1 апреля 1847 г. отошёл в вечность и был погребён у западной стены Казанского храма.В 1863 году при строителе иеромонахе Иосифе  был заложен пещерный храм во имя Собора Иоанна Предтечи Крестителя Господня. Храм был построен на месте трудов старца схимонаха Макария.



Этот храм обвалился в 1950- х годах. Туристов к нему не возят, так как  пещеры продалжают осыпаться. Фото с тем, как выглядит этот бывший пещерный храм я  нашла  в этом источнике.













Рухнувшая кровля погребла под собой, изготовленный в 1865 году "иконостас чугунный литой,весу 180 пудов,вызолоченный,иконы писаны на меди..." Чугунный иконостас был изготовлен на знаменитом Сибирском Каслинском заводе на пожертвования московского купца Никиты Васильевича и его супруги Маргариты Васильевны Щенниковых.Его изготовление обошлось в сумму 1000 рублей серебром.Иконостас был изготовлен по рисункам московского архитектора Николая Ильича Козловского,также построившего и сам пещерный храм.Технология изготовления подобного рода иконостасов "с золочением намордан" в наши дни утеряна,а потому это творение наших предков является уникальным".

Как выглядел иконостас при обнаружении




Как выглядит сейчас (фото мои):

























На территории монастыря разбросано и частично закрыто строительными материалами несколько старинных надгробий.  Со стертыми именами и , конечно, не на своих местах.
На одном из ресурсов я прочитала такую информацию:

"За монастырем находится кладбище, а на кладбище стоит часовинка. Около часовинки отрыли два входа в подземный "лабиринт". Когда спускаешься дух завораживает. Кирпичные стены и мраморные полы. Для похода в "подземелье" запоситесь рациями и фонарями, а так же не мешало бы взять с собой баллоны с кислородом, пройдя под землей под кладбищем метров сто дышать уже тяжело".

Никак не могу прокоментировать. Спрашивала у краеведа о судьбе надгробий на территории монастыря. Краевед сказал, что повидимому они остались от разоренного кладбища. За стенами монастыря, по его же словам, есть еще одно кладбище, но оно обычное сельское и к монастырю отношения не имеет.

















И последним штрихом к рассказу о Бирлюковском монастыре будет несколько фотографий, снятых мной в отреставрированном подземном (нижнем) храме при Христа Спасителя Бирлюковской обители.



















Таким образом, хоть мне и посчастливилось побывать  в Бирлюковском монастыре, своей цели я все же не достигла - не приблизилась на территорию пребывания Виктора и Аси в 40- х годах. По словам краеведа, вторую, "больничную" часть территрии со всеми постройками тоже уже передали монастырю. Больница выселена. Он радостно полагал  что  в мае уже повезет туда первых экскурсантов. Однако, поскольку строения, после пребывания в них больниц, в том числе инфекционных, требуют дезинфекции, доступа к ним пока ни у кого нет. Территория является закрытой. Монастырь обратился в местную санэпидстанцию с просьбой провести необходимые дезинфекционные мероприятия, но  дезинфекторы запросили за это  какую-то серьезную сумму, которой у монастыря нет. На этом пока все и остановилось.

Кто знает, может быть еще года через  2, мне удасться побывать уже на "новой" монастырской территории. А пока я продалжаю искать фотографии пары, с которой начиналась вся эта история и подумываю все же съездить на тамошнее кладбище, кто знает, может они все же были местными и захоронены в Авдотьино. Учитывая, что я не знаю их  фамилии, остается надеятся лишь на совершеннейшое чудо - найти супружеское захоронение с именами Виктор и Асия.